Без пяти минут бомжи

Доведённые до отчаяния дольщики записали видеообращение к президенту с просьбой о помощи.

Общество
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times
ТРИНАДЦАТЬ ЛЕТ ОЖИДАНИЯ

Дом №148а на улице Революционной в Самаре – красивая с виду высотка. На девятом этаже нас ждёт Галина Егорова – женщина с тяжёлой историей, больше похожей на страшный сон, нежели на реальные события в правовом государстве. Мы поднимаемся наверх пешком. Хотя дом сдали в эксплуатацию ещё в 2019-м, вопрос о лифтах так до сих пор и не решили.

У Галины квартира с черновой отделкой – просторная, с раздельным санузлом. Наверное, здесь будет очень уютно, когда сделают пол и потолок, наклеят обои и расставят мебель…
– Стройматериалы купили, да только ремонт забросили. Нет смысла его делать, потому что нет никакой гарантии, что нашу семью завтра за дверь не выставят, – с грустью говорит женщина.

Точкой отсчета драматических событий, которые длятся по сей день, стал 2008 год, когда семья Егоровых решила улучшить жилищные условия. Молодые супруги воспитывали сына, планировали ещё детей, поэтому в маленькой «однушке» стало тесновато. Вложились в «долевку», потому что покупать квартиру на этапе строительства выгоднее. Взяли кредит и перечислили застройщику необходимую сумму. Но их «дом мечты» на пересечении улиц Матросова и Ставропольской, увы, так и не построили. Застройщика признали банкротом, а Егоровы в 2014 году пополнили реестр обманутых дольщиков, созданный областным Министерством строительства.

Вскоре по конкурсу выбрали нового застройщика. Однако он не стал заниматься недостроем, в который вложились Егоровы, а пообещал распределить граждан, пострадавших от нерадивых бизнесменов, по другим жилым объектам. Правда, поставил условие: будущие новосёлы должны софинансировать завершение строительства. Из предложенных адресов Галина с супругом выбрали дом №148а на улице Революционной и внесли очередную крупную сумму, использовав материнский капитал (пока ждали квартиру, в семье родилась дочка).

Договор долевого участия был перезаключён и зарегистрирован в Росреестре. Казалось, осталось чуть-чуть подождать – и вот оно, долгожданное новоселье.
Но в 2019 году пришло извещение из арбитражного суда: оказывается, на квартиру, выделенную Егоровым, претендует ещё одна семья обманутых дольщиков. После разбирательств суд вынес решение, что семья Егоровых не имеет прав на данные квадратные метры. Застройщик уверял, что не бросит, выполнит обязательства перед Минстроем и дольщиками: мол, свободные квартиры ещё остались, выберете себе другую. И когда Егоровым в качестве альтернативы предложили другую жилплощадь в этом же доме, они решили перестраховаться и максимально себя обезопасить.

– Обжегшись один раз, мы перед заключением договора тщательно проверили предложенную нам квартиру на наличие обременения и задолженности, получили выписку из ЕГРН о предыдущем собственнике – им являлся сам застройщик, – продолжает свой рассказ Галина. – Договор заключили, он прошёл регистрацию в Росреестре, у нас на руках есть выписка о праве собственности. Мы не верили своему счастью – наконец-то у нас появилась своя квартира, и после стольких лет ожидания и нервотрепки мы не будем больше ютиться вчетвером в старенькой «однушке».
Но счастье длилось недолго.

По словам экспертов, предпосылки двойных продаж возникают еще на стадии оформления документов при покупке квартиры. Существует несколько видов договоров, по которым возможны спорные ситуации:

  • предварительный договор купли-продажи;
  • договор уступки права требования (инвестирования) на квартиру;
  • договор об участии в ЖСК (жилищно-строительных кооперативах).

В судебной практике известны случаи, когда двойные продажи возникали по халатности компаний-застройщиков. Ведь в возведении дома могут участвовать сразу несколько организаций. А также застройщик может сотрудничать с компаниями, которые выступают в качестве подрядчиков и тоже имеют право вести продажи. За время строительства одна организация может сменить другую. Не был хорошо налажен процесс обмена данными – значит, возможны ошибки и непреднамеренные двойные продажи.

Без пяти минут бомжи
ЛИШНИЕ ЛЮДИ

Как ушат ледяной воды на голову: в 2021 году Егоровы узнали, что на них вновь подали в суд, требуя лишить прав на обретённую с таким трудом квартиру. Истец – дольщик первого застройщика, также сделавший взнос, но не получивший жилплощадь. Правда, в отличие от Егоровых, он не участвовал в софинансировании завершения строительства и не имел на руках свидетельства о праве собственности. Однако суд его требования поддержал.
В руках у Галины увесистая стопка бумаг. Всё это – судебное решение, где скрупулёзно описаны мытарства несчастных дольщиков. Собственно, только они, обе стороны, со своими юристами и явились на заседание, а вот застройщик, когда-то гарантировавший Егоровым, что покупаемая ими квартира от притязаний третьих лиц свободна, не пришёл.

Суд сослался на статью 218 ГК РФ, где сказано, что «право собственности на новую вещь, изготовленную и созданную лицом для себя с соблюдением закона или иных правовых актов, приобретается этим лицом». И им оказался истец, у которого на руках был договор тринадцатилетней давности, предметом которого значилась спорная квартира.

В итоге суд постановил прекратить право собственности Егоровых и погасить в ЕГРН соответствующую запись. Увы, но у бумаги нет ни души, ни сердца – в судебном решении ни слова о том, кто же должен вернуть вновь обманутым Егоровым потраченные деньги, а также вложенный в недвижимость материнский капитал. Денег у них больше нет. На шее – кредит. Тот самый, который они взяли еще тринадцать лет назад на покупку первой квартиры в так и не построенном доме на пересечении улиц Матросова и Ставропольской. И выплачивать его предстоит ещё несколько лет.

– Муж прописался в квартире, которую мы считали своей. Мы ежемесячно оплачиваем коммунальные услуги, а это полторы тысячи рублей за содержание жилья и примерно столько же – за отопление. Мы даже налоговый вычет успели получить. Впрочем, на районный суд эти доводы не возымели никакого действия. Теперь, если апелляционный суд подтвердит решение первой инстанции, нас просто выселят, аннулировав наши права на квартиру. Как такое возможно?! В голове просто не укладывается! – отчаянно восклицает изрядно вымотанная женщина, которая теперь не представляет, у кого искать защиты. Они-то в чем виноваты?
Причем Егоровы не одиноки в своем несчастье. В доме №148а на улице Революционной нашлись двенадцать дольщиков, столкнувшихся с подобной проблемой. История мытарств у всех начиналась по-разному, но итог одинаковый – на квартиры, в которые они заселились, неожиданно находились ещё претенденты.
Люди настроены решительно: за квадратные метры, которых ждали многие годы, они готовы бороться до последнего. Отступать трижды обманутым некуда – за спиной дети и бездомная жизнь.

Ситуация осложняется еще и тем, что семью Егоровых, равно как и их «коллег по несчастью», уже исключили из реестра обманутых дольщиков – на бумаге государство свои обязательства выполнило, квартиры в собственность передала.
Не может помочь и второй застройщик – в доме №148а свободных квадратных метров не осталось, да и фирма, как слышали жильцы, тоже начинает процедуру банкротства. Спросить не с кого, ждать помощи неоткуда. Разве что президент услышит, к которому доведённые до отчаяния жители записали видеообращение. Среди тех, кто завтра может оказаться на улице, – пенсионеры, медик, ежедневно спасающий жизни людям, беременная женщина, одинокая мама с ребёнком. При этом у всех на руках официальные документы о праве собственности.

…Тем временем руководитель первой компании-застройщика уже успела отбыть наказание в колонии за мошенничество в крупном размере. Она освободилась и, наверное, начинает жизнь с чистого листа. И спится ей, видимо, спокойно. Чего не скажешь об обманутых дольщиках с улицы Революционной, 148а, которые официально теперь не считаются обманутыми дольщиками. Они просто обмануты и вот-вот могут лишиться вполне законного и оформленного по всем правилам жилья.

Юрисконсульт аппарата уполномоченного по правам человека в Самарской области разъяснил, что решение суда, увы, не сможет отменить даже президент, а только суд высшей инстанции. Cемья Егоровых готова пройти их все. Сейчас их апелляцию рассматривает областной суд.

  • Тринадцать лет назад Галина Егорова заключила договор долевого участия в строительстве МКД. Однако тернистый путь к собственной квартире не завершён и по сей день. Как выяснилось, на «двушку» в доме №148а на улице Революционной, которую семья Егоровых оформила в собственность, претендует ещё один гражданин. И районный суд встал на его сторону.
  • К ремонту в новой квартире, которую семья Егоровых считала своей, уже всё готово. Только делать его сейчас нет смысла, потому что не исключена вероятность, что им придётся освободить жилплощадь.

Видео на нашем сайте