Плечом к плечу

Первый рабочий день после праздника – 9 марта, 8.30 утра. Автобус №50 уже «под завязку». А ведь посёлок Управленческий, где сделан снимок, еще в начале пути, до конечной ехать и ехать. Попадут ли все желающие в салон – большой вопрос. Пассажиры поделились наболевшим: так они ездят практически ежедневно. О социальной дистанции в общественном транспорте можно забыть. 

Плечом к плечу

Фото Романа Грамотенко

Городская среда
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times
Нас стало меньше? Не заметно.

В час пик многие автобусы на маршрутах общественного транспорта жители областного центра вынуждены брать штурмом. В салонах – давка, яблоку упасть негде. Горожане стоят плотно, плечом к плечу. В тесноте и, увы, в обиде, ведь платить за проезд приходится немало, тем более жителям окраин, которые до пункта назначения нередко добираются с пересадками. О соблюдении социальной дистанции в час пик и речь не идет. Да и масочный режим пассажирам, водителям и кондукторам, похоже, надоел.

Так что вот они – идеальные условия для нового витка пандемии. Тем временем перевозчик, ООО «СамараАвтоГаз», в ведение которого в 2018 году передали муниципальный транспорт, рапортует о снижении пассажиропотока на большинстве маршрутов. А самарцы, пытаясь «утрамбоваться» в долгожданный автобус, удивляются: как же так, их, пассажиров, говорят, меньше стало, а простора не прибавилось.

Многие, отчаявшись дождаться низкопольных автобусов, бывших муниципальных, уезжают в маршрутках – неудобных и тесных, где ни «сезонка», ни социальный проездной не действуют.

Жалобы на работу общественного транспорта наша газета принимает регулярно. И вот что мы заметили: чаще всего жители областного центра, особенно окраин, недовольны работой автобусов. По их мнению, автобусов недостаточно. А трамваи, наоборот, хвалят – в пробках они не стоят, на линию, как правило, выходят чистыми, да и мест в салонах достаточно. Однако не в любую точку Самары ходят трамваи. Равно, как и метро, – быстро, удобно, но ветка самарской подземки слишком короткая.

Домчать за сорок минут. А вам слабо?

Житель посёлка Управленческий Шамиль Хусаинов ежедневно добирается на работу и обратно на автобусах
№1, 50 и 51.

– Случается, что они идут вереницей – один за другим. Если не успеешь на этот «автобусный поезд», значит, в ожидании следующего можешь и час простоять на остановке. Ладно летом, а в мороз или в слякоть? Говорят, виной всему пробки, но пассажирам от этого не легче, – рассказывает Шамиль Михайлович.
На остановке «Центральная», откуда уезжает на работу наш читатель, в час пик в транспорт садятся столько пассажиров, что на следующих остановках (а это еще первая половина маршрута) зайти в салон уже невозможно.

В выходные дни время прибытия автобуса – сюрприз. Житель Самары Александр 27 февраля, в субботу, после сорокаминутного ожидания в посёлке Управленческом (направление в город), так и не смог сесть в автобус, который был переполнен так, что люди висели на подножках и двери не могли закрыться. Александр выложил фотографии в интернете, чтобы привлечь внимание властей к проблеме. Жители Красноглинского района вообще отличаются активностью.
И вот один из ответов, полученных ими из департамента транспорта Самары: «Пассажиропоток на указанных маршрутах снизился более чем на 35 процентов. Количество автобусов на линии вместе с тем практически не сократилось. Задержки – исключительно из-за дорожного фактора».

Также людям пояснили, что интервал движения в будние дни у автобуса №1 – 16 – 19 минут. На 51-м маршруте – 20 – 30 минут, а на 50-м – 24 минуты. Только вот когда на дворе лето – это одно, а зимой, особенно такой суровой, как нынешняя, при таких интервалах попасть в автобус можно уже сильно замерзшим.

Также пассажиры нередко жалуются на водителей, которые не открывают переднюю дверь. Получается, места в автобусе ещё есть, а зайти невозможно. На какое-то время «рулевые» исправились, но ненадолго.

Узнав о проблемах жителей самарской окраины, губернатор Дмитрий Азаров тут же пригласил приехать в правительство главу Красноглинского района Вячеслава Коновалова – как и все, на автобусе. Добрался чиновник на «полтиннике» довольно быстро – за 44 минуты. Местные жители к этой новости отнеслись с изрядной долей скептицизма, потому что тем же маршрутом они обычно добираются вдвое дольше.

БЛИЦОПРОС

Мы поговорили с коллегами и читателями, регулярно пользующимися общественным транспортом. И вот их впечатления.
Марина: 
– В воскресенье, 7 марта, я с пожилой мамой села в троллейбус №17 на конечной остановке в 15-м микрорайоне. Протянула кондуктору «сезонку», он приложил её к терминалу, билет уже распечатался, а мужчина почему-то не отрывал его. Я протянула руку, чтобы самой его взять. «Куда ты лезешь?» – закричал на меня «хозяин салона». Конечно, я была не права, но ведь можно было сказать это иначе? Обращение «на ты» меня задело, и я об этом сказала. Кондуктор раскричался. Вмешался водитель: «Подумаешь, девушка, назвали «на ты», ты что, растаешь от этого?» Я решила дальше не ехать с этим «экипажем» и покинула салон. 
Татьяна: 
– Автобус №53 ходит редко, но этим никого не удивишь. Проблема в том, что в нем нет кондуктора. Пассажиров много, и как оплатить за проезд, если у тебя банковская карта? Её опасно передавать из рук в руки. Так и приходится толкаться, пробираясь к кабине водителя. Зато к трамваям, которыми я часто пользуюсь, нареканий никаких. Они могут нарушить график только из-за аварий, почти всегда случающихся не по их вине. 
Маргарита:
– Долго приходится ждать автобус №51. Пользуюсь им летом, когда начинается дачный сезон. И ещё. Порой небезопасно садиться в трамвай и выходить, если нет нормальной остановки. Например, остановка трамвая на площади Кирова: здесь машины не пропускают вышедших из трамвая пассажиров – не все останавливаются.

Плечом к плечу

Водитель автобуса, конечно, не мог не видеть, что его фотографируют. И все равно не удосужился открыть переднюю дверь, чтобы пассажиры не толпились и быстрее зашли в салон.

Начальники за рулём

В предпраздничный день «пазик» маршрута №48к застрял на остановке «Кряж». Обычно водители спешат, а здесь мужчина никуда не торопился: он выгонял из салона пассажирку. Ему не понравилось, что женщина стояла на ступеньках, тем самым, на его взгляд, создала помеху на входе в салон. Выразил своё мнение водитель нецензурно. Дама покинула салон, ведь дальнейшие действия водителя в отстаивании своей правоты были абсолютно непредсказуемы.

Однако и на следующих остановках «рулевого» сильно беспокоили люди на подножках. А на замечания о недопустимости хамства за рулем водитель бодро рапортовал, что он сам себе начальник.

«Автобусный маршрут №48к исключен из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городском округе Самара постановлением №715 от 3 сентября 2020 года на основании заявления перевозчика по причине значительного дублирования автобусным маршрутом №48д», – ответили редакции из мэрии на вопрос о том, кто контролирует работу автобусов. Выясняется, что никто? Водители получают лицензии и возят людей. А как возят – дело десятое.

– По поводу автобусов маршрутов №48к и №48д возмущению нет предела. Такое впечатление, что эти «пазики» привезли со свалки – им самое место среди металлолома. Ржавчина на корпусах, щели в дверях. По-моему, стоянка 48-го на площади Революции позорит центр города. Водители оставляют после себя окурки, шелуху от семечек, пластиковые стаканчики, – считает наша читательница Любовь Васильевна.

Кстати говоря, маршрут №48д из муниципального реестра не исключен. «ООО «Рейс», осуществляющим перевозки по маршруту №48д, усилен ежедневный контроль технического состояния транспортных средств, выходящих на линию. Внимание уделяется и санитарному состоянию автобусов. Обновление подвижного состава на маршруте №48д, а также на других маршрутах предприятия запланировано на 2022 – 2024 годы», – пояснили нам в администрации Самары.

Конечно, пассажиры предпочли бы передвигаться в транспорте большой вместимости. Только вот единственным муниципальным маршрутом, соединяющим Куйбышевский район с центром города, был троллейбус №6. И он же единственный, где действуют «сезонки» и социальный проездной. Но его из-за строительства подъездных путей к Фрунзенскому мосту отменили, пустив на замену автобус №6а. Правда, по мнению местных жителей, это скорее призрак, чем реально существующий маршрут. Позже вышел на линию и троллейбус №6, однако он курсирует от остановки «Волгарь» до Губернского рынка.

А жители посёлков 116-й километр и Кряж предпочитают «пазики», чтобы не делать лишнюю пересадку. Вот водители-частники и пользуются отсутствием альтернативы – «строят» пассажиров по своему разумению.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Восьмого марта на улице Ново-Садовой произошла авария с участием маршрутки №261. Однако к прибытию сотрудников ДПС и машины скорой помощи пассажиров в салоне уже не было. Но, по информации городского департамента транспорта, в момент происшествия, когда автобус перевернулся на бок, в салоне находились несколько человек. Позже они обратились за помощью к медикам. 
Любопытно, что попавший в ДТП микроавтобус не состоит в реестре перевозчиков на маршруте №261. Теперь выяснением обстоятельств того, как в рейс был допущен нелегал, будет заниматься территориальный отдел по Самарской области Средневолжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора. Мы очень надеемся, что незаконные маршрутки на улицах города – это всё же исключение, а не правило.

Не капитулировать, а решить проблемы

«Чем крупнее автобус, тем реже он ходит», – шутят самарцы об автобусе 61-го маршрута. Несколько лет назад на линию вернули низкопольные машины. Правда, увидеть их сегодня – большая удача.

Жители нового микрорайона Волгарь в Куйбышевском районе жалуются, что в часы пик уехать в город просто невозможно – на линии работают слишком мало автобусов №5д. Впрочем, и в этом случае власти ссылаются на заторы на дорогах, которые, по их мнению, являются главной причиной долгого ожидания. Такая же «редкая птица» – автобус №26, которым пользуются жители посёлка Озёрный.

Социальные сети пестрят жалобами на неудовлетворительную работу общественного транспорта. Однако заявление, сделанное недавно руководством ООО «СамараАвтоГаз», удивило: перевозчик расценил жалобы как травлю и сообщил, что в любой момент готов пойти на расторжение муниципального контракта. Такой ли реакции ожидали самарцы? Вовсе нет. Люди хотят, чтобы транспорт чётко функционировал по графику, а в салонах было чисто и комфортно.

Что же касается пассажиропотока, то уменьшился он не потому, что граждане купили автомобили или пересели на такси. Автор этих строк, ежедневно добирающаяся с пересадкой на работу и обратно, с удовольствием бы ездила на низкопольном автобусе №61. Однако когда смотришь «Прибывалку», его в ближайшие полчаса не предвидится. Поэтому прячешь «сезонку» подальше, садишься в тесную маршрутку и платишь наличкой 35 рублей. Ведь стоять так долго на морозе невыносимо.

А ещё было бы неплохо, если бы главы районов время от времени пользовались общественным транспортом. Тогда чиновники точно знали бы, что жалобы горожан – это не капризы и не вредность. Людям, по сути, всё равно, кто «начальник транспортного цеха». Они хотят малого – того, за что платят: чтобы не мёрзнуть на остановках и ехать свободно, а не набившись, как кильки в бочке.

Юлия Сумкина