Как выглядела улица Ново-Садовая в начале 20 века

Уважаемые читатели, присмотритесь внимательно к этому снимку. На фотографии Самара – та, какой более ста лет назад её увидел автор этой фотографии. Узнаёте место?

Культура и история
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times

Первое, на что обращаешь внимание, так это на широкую грунтовую дорогу, которая лентой тянется к горизонту. Так раньше выглядела улица Ново-Садовая. Справа, за забором, – территория Трубочного завода. А до него здесь располагался ипподром.

На рубеже XIX – XX веков в Самаре было два действующих ипподрома, причем находились они на относительно небольшом расстоянии друг от друга. Первый – вдоль современной улицы Ново-Садовой, второй – на Семейкинской дороге (сейчас это Московское шоссе, в районе клиник медуниверситета и станции метро «Московская»).

Строить завод начали в середине 1910 года, а запустили в 1911-м. Предприятие выпускало трубки-взрыватели для артиллерийских снарядов. Отсюда и его название. Хотя современному человеку оно больше известно как завод имени Масленникова. Новое название – в честь первого председателя послереволюционного Самарского горсовета Александра Масленникова – завод получил в 1923 году.
Уверен: у многих наших читателей найдутся воспоминания, связанные с этим крупным оборонным предприятием, где помимо военной продукции массово выпускали и гражданские товары. Кто-то из горожан здесь работал сам, а у кого-то трудились родственники или друзья. И наверняка многие бывали на концертах или кинопоказах в бывшем заводском клубе. Сейчас это КРЦ «Звезда». Торговый центр «Захар», открытый в одном из бывших корпусов завода, тоже известен горожанам. И, конечно, абсолютно все самарцы не раз проезжали этот участок улицы Ново-Садовой на автобусе или трамвае. Кстати, первыми пассажирами самарского трамвая в 1915 году были рабочие Трубочного завода. До цехов они также могли добраться и на конке – вагончике, который тянули лошади. Конно-железная дорога проходила параллельно Ново-Садовой, но с другой стороны заводской площадки, вдоль Волги. Однако через пару лет после запуска трамвая, в декабре 1917-го, конки в Самаре отменили.

* * *

А теперь присмотритесь к «заднему плану» фотографии – к светлому пятну, находящемуся на некотором расстоянии от заводского забора. Это небольшое озерцо. Его уже нет в современной Самаре. Примерно век спустя неподалеку от места, где располагался этот водоем, появилось здание, в котором мы, сотрудники «Социальной газеты», сегодня работаем.

Еще дальше, за озерцом, виднеются купола храма. Это постройки мужского Николаевского монастыря. В наше время сохранилась лишь арка от его ворот. Она находится перед входом в военный госпиталь, на углу улиц Осипенко и Циолковского. 

Вот сколько информации о прошлом мы можем получить благодаря одному архивному кадру, снятому неизвестным фотографом более ста лет назад с водонапорной башни. Благодаря ему и людям, сохранившим этот уникальный снимок, мы можем увидеть миг прошлого в настоящем времени.

И в заключение хочу поблагодарить историка-краеведа Глеба Владимировича Алексушина, от которого я впервые узнал о существовании этого снимка.