Доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой наноинженерии Самарского университета имени Королёва и по совместительству главный научный сотрудник лаборатории микро- и нанотехнологий Института систем обработки изображений РАН – филиала ФНИЦ «Кристаллография и фотоника» Российской академии наук Владимир Павельев рассказал, у кого он «выучился» на учёного и как воспитать вдохновленного студента.
ОТ РАДИОКРУЖКА ДО НАНОИНЖЕНЕРИИ
53-летний профессор признался в беседе, что ему очень везло: около него всегда оказывались люди, у которых чему-то хотелось научиться. Папа, учителя в школе, не требующий представления Виктор Сойфер…
– Я куйбышевец. Выбор вуза, наверное, был предопределен в том числе и тем, что моя старшая сестра (старше на девять лет) училась в КуАИ, и её одногруппники (потом – коллеги) часто бывали у нас в гостях. Аэрокосмическая тематика «звучала» у нас дома. Безусловно, сильно сказалось влияние отца – школьного учителя и человека широкой технической эрудиции. Ему всегда была интересна авиация и техника, он много читал, много чем интересовался – от фотографии до радиоэлектроники. Неудивительно, что я пошел в школьный кружок радиоэлектроники.
В конце 1980-х Владимир не мечтал о преподавательской стезе. В КуАИ тогда шли за другим. За мечтой о космосе, о безграничных человеческих возможностях и для того, чтобы создавать конкретные технические изделия. Вуз занимался, как говорили, «кастрюлями» (КА – космические аппараты). Аэрокосмическая отрасль по праву считалась самой высокотехнологичной и быстро развивалась. И куйбышевские предприятия работали, часто опережая мировой уровень…
– Как учитель папа был достаточно строг, но при этом всегда корректен, вежлив с учениками. В молодости он трудился на заводе, его вызвали в райком и сказали: нужно пойти работать учителем труда в школу. Заводы Безымянки остро нуждались в кадрах. Так папа пришел в школу, параллельно получил образование преподавателя русского языка и литературы. Его уроки всегда отличались подлинностью. Он может практически всё – и мебель сделать, и телевизор починить, и новую схему собрать. А это очень важно. Когда учить человека пытается тот, кто сам не умеет, дети это чувствуют, их не обманешь.
Так же и со студентами… Помните, как у Макаренко: вы можете говорить ребенку всё что угодно, но если он увидит, что вы не умеете выполнять свою работу, он никогда уважать и слушать вас не будет. Самый действенный подход к воспитанию – это когда студентам рассказывает о микро- и нанотехнологиях человек, который только что вышел из лаборатории, – уверен завкафедрой. – Что касается еще одного увлечения папы – русской литературы, то он умело и деликатно приучал нас с сестрой к чтению. Приходишь домой, а на нужном месте лежит очередная книжка…
НАУЧИ УЧИТЬСЯ
– Осталась благодарность целому ряду школьных учителей. С моей первой учительницей математики Альфией Зофаровной Соловьевой я общаюсь и сейчас. Помимо точных наук мне нравились многие предметы – литература, история… Школу окончил с золотой медалью. Поступил в вуз, сдав только один письменный экзамен по математике. Я благодарен учителям за то, как нас учили. Думаю, что научить насильно невозможно, надо дать возможность и помочь научиться. Я говорю студентам: ваша задача быть проактивными, «выбить» из нас, преподавателей, максимум знаний, – считает Павельев.
С будущей женой он учился в одной группе, а познакомились «на картошке», ведь первые полтора месяца учебы на первом курсе прошли в поле, на уборке картофеля.
– Наши взгляды на жизнь во многом совпадали, она «свой» человек. Это оказалась первая девушка, с которой можно было с интересом обсуждать боевую авиационную технику. У нас были потрясающие преподаватели, интересные люди, в том числе мой будущий научный руководитель Виктор Александрович Сойфер. Мы учились по востребованной тогда в стране специальности «прикладная математика». И нам говорили – сейчас это прозвучит довольно неожиданно, – что те из нас, кто не сможет работать прикладным математиком, будут программистами, – вспоминает профессор. – Отношение к программированию тогда было иным, более инструментальным. Выпускники – прикладные математики – шли на предприятия и решали конкретные прикладные задачи. Было несколько специализаций. Основная – САПР – системы автоматизированного проектирования. Я же выбрал компьютерную оптику. Эту специализацию вел Виктор Александрович Сойфер.
ПОТРАТИЛ СТИПЕНДИЮ НА СТАЖИРОВКУ
Будучи способным студентом, Павельев работал техником в созданном В.А. Сойфером Самарском филиале Центрального конструкторского бюро уникального приборостроения РАН (сейчас – ИСОИ РАН), а после окончания вуза в 1993 году – там же инженером. Потом практически сразу поступил в аспирантуру СГАУ и стал младшим научным сотрудником. В середине 1990-х, в сложное для страны время, можно было рассчитать устройство, а вот создать… Не было ни нужного оборудования, ни расходных материалов. Работа молодого аспиранта была отмечена стипендией президента России, благодаря которой он уехал на стажировку в Германию, имеющую хорошую технологическую и экспериментальную базу. К слову, после стажировки в докторантуре университета Фридриха Шиллера в Йене с немецкими коллегами, с которыми сложились очень хорошие отношения, Владимир проработал около двадцати лет, были совместные проекты.
– Приехав в Германию, первое, что я понял, – нас хорошо учили. И второе: после шести вечера в институте, где я работал, встретить можно было только либо «гостевых» ученых, в том числе русских, либо тех, кто завтра уезжал на конференцию. Очень размеренный и спокойный ритм. Мы так не работаем, – признался Владимир Сергеевич.
С 1997 года Павельев совмещал научную работу с преподавательской деятельностью в Cамарском университете. В 2004 году защитил докторскую в СГАУ по специальности «оптика», по теме, связанной с созданием элементов микрооптики для решения технологических и телекоммуникационных задач. Этим направлением Павельев занимается до сих пор. С 2007 года возглавляет созданную кафедру наноинженерии.
Владимир Сергеевич во время нашей беседы продемонстрировал на ладони одно из своих детищ (созданное в соавторстве с самарскими коллегами и специалистами Новосибирского института ядерной физики) – элемент терагерцовой оптики для формирования мощного вращающегося пучка. Его потенциальное применение – одновременная передача сигналов по разным каналам в одном пучке, что позволит увеличить информационную емкость новых телекоммуникационных систем. То есть речь идет о принципиально новых телекоммуникациях.
– Выглядят они эффектно – есть кремниевый и алмазный варианты. Один аспирант сказал: «Владимир Сергеевич, у вас профессиональная деформация. Вы так нежно смотрите на дифракционный микрорельеф», – вспоминает профессор. – Конечно, наши разработки – это «дети» многих «родителей» – расчетчиков, технологов и других специалистов.
НАГРАДА – В СЛУЖЕНИИ ДЕЛУ
Много лет назад Владимир с коллегами получил госпремию, и журналисты с телевидения среди прочего спросили лауреатов про хобби. Ученый тогда сказал, что его хобби совпадает с работой. И по сей день так. И хотел бы назвать своим хобби чтение, но свободного времени не так много. Немало усилий уходит на написание научных статей – у Павельева более трехсот публикаций. Он также рецензент и приглашенный редактор в специализированных международных научных журналах. В 2017 году Владимир Сергеевич читал лекции еще и в университете Jamia Millia Islamia в Нью-Дели (Индия). С тех пор с индийским научным сообществом его связывают тесные связи и перспективные проекты.
Владимира Сергеевича подкупают мотивированные местные студенты, которые и после лекции догоняют преподавателя на лестнице, чтобы задать вопросы по теме лекции. Впрочем, всё это – работу на кафедре, научные изыскания, преподавание – он воспринимает как служение своему делу.
– У нас на кафедре над рабочим столом одного профессора висит цитата: «Найди себе работу по душе – и не проработаешь ни дня…», – улыбнулся учёный в ответ на вопрос о большой востребованности и загруженности. – Исследования бодрят. Ты не просто зарабатываешь деньги, а реализуешь проекты, чтобы у коллектива была возможность получить новые результаты.
Наградой же для Павельева становятся не только очередные проекты для научного коллектива, но и то, что в ведущих российских НИИ и специализированных компаниях (АО «Микрон», АО «НИИ «Экран», РКЦ «Прогресс» и других) работают его выпускники – бывшие студенты и аспиранты.
– Проекты бывают разными. Иногда речь идет о создании конкретного устройства по заказу компании-партнера. Но когда мы в рамках научно-исследовательской работы делаем прототип устройства, мы отдаем себе отчет, что он может быть использован для решения практической задачи не завтра и не нами. Но это не страшно, в любом случае нужно формировать задел и ориентироваться на его перспективное применение, – уверен Владимир Павельев.
Анастасия Рымжина, аспирант кафедры наноинженерии:
– Я попала в экспериментальную группу и почти сразу параллельно с учебой начала заниматься наукой. Благодаря Владимиру Сергеевичу я с бакалавриата начала работать с Нишантом Трипати – индийским сотрудником Самарского университета имени Королева. Заданный им вектор стал для меня судьбоносным. Владимир Сергеевич всегда направляет в научных текстах, дает компетентные комментарии, объясняет, почему лучше написать так, а не иначе. Направляет он и в научной деятельности, постоянно мотивирует на участие в конференциях и проектах. Может внезапно зайти в кабинет со словами о новой идее применения разрабатываемых фотодетекторов, подсказывает идеи для эксперимента или, общаясь с представителями компаний, обдумывает, где можно было бы применить наши разработки. Сотрудничество с Индией мотивирует, темп очень высокий. Если ты работаешь хорошо, то от тебя требуют еще больше. А когда видишь высокую результативность коллег, то и самой хочется сделать еще больше. И, конечно, тон задает Владимир Сергеевич.
Димитрий Головашкин, заведующий кафедрой прикладных математики и физики, профессор, доктор физико-математических наук:
– Владимир Сергеевич воспитал целую плеяду магистрантов и аспирантов. Студентам обычно читаешь лекции, ходишь на занятия – эта работа массовая. Но когда речь идет об аспирантах и магистрантах, которые проводят исследования под твоим руководством, это не учёба, а воспитание. Тут главное не то, чему ты учишь, а то, как ты учишь. Знания можно найти в учебниках, из других источников, а целью образования в вузе является даже не передача знаний, а прежде всего формирование определённого общества, которое построено на каркасе культуры. Главная цель наставника – не просто передать знания; во время передачи знания главное таинство – передача русской академической культуры. И у Владимира Сергеевича это получается очень хорошо. Он воспитывает именно исследователей, преподавателей, кто-то из них потом встанет за кафедру и будет то же самое транслировать студентам, и это важно. У китайцев есть хорошее высказывание: «Ученики наших учеников закончат то, что начали учителя наших учителей». Владимир Сергеевич – продолжатель традиций.
Автор текста: Анна Шепелева.