Точкой отсчета можно считать 1949 год, когда основательница династии Мария Яковлевна Сухорукова, будучи молоденькой двадцатилетней девчонкой с семью классами за плечами пришла в Клявлинскую районную больницу на должность санитарки. Проработала полтора десятка лет. За это время вышла замуж, родила троих детей. Приходилось заботиться и о семье, и о домашнем хозяйстве, ведь в деревне поблажек нет. Но в душе молодой женщины все время жила мечта получить среднее специальное образование и стать медицинской сестрой. Когда ребятишки немного подросли и пошли в школу, родные отпустили ее в соседнюю Шенталу, где находилось медучилище. Супруг, сельский учитель, поддержал желание Марии, и та, получив диплом, вернулась в родную больницу уже в новой должности. Мария работала и в терапевтическом, и в гинекологическом отделении, а также в приемном покое больницы. Коллеги ее уважали и частенько подходили за советом, поскольку, освоив несколько разных направлений, Мария Яковлевна по праву считалась авторитетным и опытным сотрудником.
Прожила Мария Яковлевна долгую и счастливую жизнь. Умерла в девяносто лет, до последних дней сохранила память и бодрость духа. А еще она сильно гордилась успехами своих девочек - дочки, внучки и правнучки, выбравших ее любимую профессию. Она никогда не агитировала их идти в медицину. То был исключительно их выбор.
Впрочем, дочь Марии Яковлевны Людмила Николаевна Сухорукова (в замужестве – Атылина) считает, что именно пример матери зажег в ее сердце любовь к профессии.
– Я любила приходить к маме в больницу и наблюдать за тем, как она работает, слышать искренние слова благодарности от пациентов и чувствовать уважение коллег. Было радостно на душе, когда мамины пациенты выздоравливали. Я хотела быть, как мама, поэтому после школы видела себя только в профессии медсестры. На мое счастье здесь, на станции Клявлино, в то время открылись двухгодичные медицинские курсы, которые я окончила…
И проработала в медицине Людмила Николаевна в общей сложности сорок четыре года. Начинала трудиться в туберкулезном диспансере, но вскоре перешла поближе к матери – в Клявлинскую центральную больницу. Работала в хирургии, доросла до старшей медсестры хирургического отделения, а потом перешла в больничную аптеку. О пенсии вспомнила, когда ей уже было за шестьдесят.
Признается, что быть хирургической медсестрой непросто. Особенно раньше, когда возможности и требования были иными. Сорок лет назад ей приходилось не только присутствовать на операциях и помогать оперирующему доктору, но еще и давать наркоз пациентам (тогда не было анестезиологов и их функции выполняли палатные медсестры), следить за состоянием больного. И параллельно заниматься забором крови.
Это сейчас забор крови в районных больницах не ведут, доноры обращаются на станцию переливания крови. Да и плановые операции в ЦРБ не проводят, только экстренные (оперируют в тех случаях, когда ситуация не терпит отлагательства: например, вырезают аппендицит, накладывают гипс), остальных пациентов направляют в Самару или в Похвистнево.
А вот раньше в ЦРБ был организован чуть ли не полный цикл. Бывали и крайне тяжелые пациенты – с ножевыми и огнестрельными ранениями. Особенно врезался в память Людмилы Николаевны случай, когда двое молодых нефтяников по неосторожности попали под поезд. Обоим ребятам пришлось ампутировать ноги. Спасали их тогда всей больницей, ночь напролет переливали им кровь (парням грозила смерть от болевого шока и от большой кровопотери). Людмила Николаевна сама стала донором. К счастью, выжили оба. Один из пострадавших потом уехал в город, выучился, работает, передвигается на протезах. Сейчас, приезжая на малую родину в гости и встречаясь с Людмилой Николаевной на улице, он всегда сердечно благодарит её за спасение.
Продолжение репортажа о работе династии медиков из Клявлинского района Самарской области вы можете прочитать в "Социальной газете" от 15 июня 2024 года.
Дорогие медицинские работники! От всей души поздравляем вас с профессиональным праздником, желаем крепкого здоровья, оптимизма и новых профессиональных свершений! Спасибо вам за всё!