От гончара до художника-керамиста: Ищем грани между ремеслом и искусством

Гончарное производство зародилось ещё в древние времена. Будучи изначально ремеслом, служившим для изготовления посуды, гончарство развивалось и обогащалось новыми предметами выделки, что с течением времени вдохнуло в него новую жизнь. Художник-керамист Анна Сергеевна Курдыш рассказала о своей профессии и о том, как гончарное ремесло стало настоящим искусством современности. 

Анна Сергеевна Курдыш, художник-керамист из Самары

Фото: Социальная газета

Активная жизнь
ИНСТРУМЕНТЫ
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times

Изначально Анна занималась фьюзингом. Это относительно новая техника спекания цветного стекла в специальных печах, где оно становится однородным, как бы вплавляясь друг в друга. С помощью этой техники Анна создаёт свои первые стеклянные ёлочные игрушки. В то время она уже проводила занятия с детьми.

«Тогда мой педагог по живописи предложил попробовать лепить из глины. Я стала учиться. Для начала на круге. Практиковалась в Самаре у гончара. Узнала, что глина продаётся и легко найти как отечественную, так и зарубежную. Приобрела печку специально для обжига глины. Съездила в Звенигород к одной известной художнице-керамистке. С её помощью познакомилась с техниками декора, росписи. Как педагог я поняла, что именно это и нужно детям. Не просто гончарное ремесло, а лепка, декор, роспись – вот что вызовет наибольший интерес», – рассказывает Анна Курдыш.

От гончара до художника-керамиста: Ищем грани между ремеслом и искусством
Сможет каждый?

Самое дорогое во всем этом деле – печь. Для новичка подойдёт обыкновенная на 48 литров, но и она сегодня стоит около 200 тысяч.
Глина продаётся во многих магазинах и по ценам вполне доступна. Особая глазурь, которой покрывают изделия, тоже продаётся в специализированных магазинах. Как и в истории с глиной, глазурь бывает отечественного и зарубежного производства. И не обязательно покупать сразу всю палитру цветов. Одна штука обойдётся в среднем в 500 рублей. В общем, если не считать печь, материалы для ручной лепки стоят недорого.

«Когда ты что-то слепил, встаёт вопрос обжига. Для начала нужно спросить себя, так ли вам нужна печь, чтобы тратить такие деньги. Купите глину, полепите, принесите туда, где её вам смогут обжечь. У нас достаточно школ, студий и мастеров, которые смогут это сделать. Это будет намного дешевле, чем потратить огромную сумму на печку, чтобы через пару месяцев понять, что это увлечение не для вас. Если понравилось – тогда можно задуматься и о покупке», – поясняет Анна Курдыш.

Что касается гончарного круга, их существует огромное множество. Цена на них тоже бывает разная, но приготовьтесь облегчить свой кошелёк минимум на 30 тысяч. Но есть и подержанные, что, конечно, дешевле. Анна уверяет, что с качественным гончарным кругом ничего не случится, и что можно не волноваться, покупая с рук. Но и в этом случае сперва следует убедиться в том, что это вам действительно необходимо. Для начала лучше походить на мастер-классы и специальные курсы, чтобы понять, действительно ли вам подходит это занятие.

«Часто бывает, что человек загорается идеей, начинает лепить, ему это нравится. И вот он уже создал кружки для себя, своих близких, затем – для друзей и знакомых. Десять, двадцать, а потом наступает критический момент для практической реализации. Дорогостоящее оборудование нужно покупать, когда ты понимаешь, что готов выйти на большие объёмы. Потому-то и важны мастер-классы и обучающие курсы», – добавила Анна.

От гончара до художника-керамиста: Ищем грани между ремеслом и искусством
Ремесло или искусство?

Создание обычной чашки, кончено, тоже требует мастерства и умения. И если её сделает ваш ребёнок, для вас она будет иметь необыкновенную ценность. Но предметы быта, созданные ремесленником, вряд ли будут иметь для вас большую ценность, чем те, которые продаются в магазине. Поэтому многие мастера стремятся обучиться искусству, а не просто ремеслу.

В России есть учебные заведения, где можно получить высшее образование в этой сфере. Например, в «Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова» есть кафедра художественной керамики. А в «Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица» существует кафедра художественной керамики и стекла.

«Там учат мыслить и делать интересные вещи. Не просто чашки и тарелки, а произведения искусства. Можно ведь сделать различные элементы и, соединив их, получить единую композицию. Всё ограничено лишь фантазией автора. В Самаре есть мастер – Малыгин Юрий Викторович. Художник декоративно-прикладного искусства. Член союза художников России. Окончил МВХПУ (б. Строгановское), кафедра художественной керамики. С 1982 года участник всех областных, всероссийских, зональных и межрегиональных выставок. У него замечательные скульптуры, половина из которых сделана на круге. Ремесло и искусство важно различать. Для многих круг – это ремесло. А его работы – это пример настоящего искусства. Для Самары это редкость. У нас много школ, но почти нет керамики, как искусства», – говорит Анна.

С работами Юрия Викторовича Малыгина можно ознакомиться здесь.

Анна показала мне плитку ручной работы. Это произвело сильное впечатление. Я сразу представил, как эта плитка смотрелась бы на моей кухне. Надо сказать, изделия ручной работы всегда создают особый уют. Смотря на такие вещи, начинаешь понимать, почему некоторые люди готовы посвятить этому всю свою жизнь. Для многих нет ничего лучше, чем создавать красоту своими руками. Да, это нелегко. Но этому можно научиться.

От гончара до художника-керамиста: Ищем грани между ремеслом и искусством


Наша справка:

Многое зависит от качества материала, поэтому из глины, которую вы накопаете на озере, далеко не всегда получится лепить. К тому же, из-за всевозможных примесей её вряд ли удастся удачно обжечь.

Есть особые виды глины, которые различаются по цвету, температуре обжига, плотности; есть классические керамомассы, а бывают и с добавлением шамота – то есть обожжённой глины, растёртой в порошок. Такое используется в основном для лепки больших скульптур. Есть термоударная глина для создания, например, турок или форм для выпечки. Есть виды, которые подходят больше для ручной лепки и другие – для использования на гончарном круге. А бывают и универсальные.

Каждый керамист, каждый гончар подбирает для себя материал, с которым он хочет работать.

Глазурь, которой покрывают изделия, также делится по температуре обжига. Поэтому, если вы не потомственный мастер в седьмом поколении, обжигать изделия в неспециализированной печи не получится.


Роман Грамотенко