Храм как родительский дом

Именно так – домом – многие самарцы называют церковь в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Самара
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times

Петропавловскую церковь на улице Буянова, скромно выглядывающую куполами среди недавно построенных высоток, знает каждый коренной самарец. Добрая половина жителей областного центра крестились именно здесь, в маленькой теплой крестильне рядом с храмом. Здесь крестили меня и брата, еще раньше – моего мужа. В самой Петропавловке венчались мои родители, еще в далекие советские годы, когда всех прихожан молодого возраста переписывал специально сидящий партийный работник.

Сюда мы начали ходить в 1990-е, когда, как и многие соотечественники, пришли к вере. Тогда в храме Петра и Павла по воскресеньям и праздникам не то что яблоку, соринке не было где упасть. Стояли плечом к плечу, не всегда имея возможность поднять правую руку для крестного знамени, причащались всем храмом и хорошо знали друг друга, отличая прихожан от «захожан». Последних – тех, кто забегал поставить свечку о здравии или перед экзаменом, поискать чудотворных икон или «подзарядиться» благодатной энергией – тоже было немало. Впрочем, попав на богослужение однажды, постояв на проповеди и подойдя – все же пошли! – без какой-либо подготовки, как есть, к Чаше, испытывали непреодолимое желание прийти сюда вновь. И приходили. И оставались. Позже, когда в Самаре стали открываться и строиться, один за другим, храмы в каждом районе, они постепенно «рассосались» туда, где поближе. Но все равно, те, чей духовный путь начинался в этих намоленных стенах, всегда возвращается. Кто-то заходит, будучи по делам поблизости, а кто-то специально приезжает помолиться в престольный праздник. И каждый раз чувствуешь, что приходишь домой, где все так же, как и тридцать лет назад. Как и сто, и без малого 160 лет назад, что стоит белый храм с зеленой крышей…

В феврале 1863 года на тогдашней окраине Самары заложили однопрестольную приходскую церковь. Храм строили на средства местного купца Андрея Наумовича Головачева. Купцу не повезло в личной жизни – к сорока трем годам он был уже дважды вдовец. Возможно, ища утешения в постигших утратах, Андрей Наумович щедро жертвовал самарским храмам. А в возрасте 72 лет решил оставить городу память о своей семье и построить на личные средства новую церковь.

Так на далекой Сенной улице, где кроме бедных домов да кабаков не было ничего, появилась сначала однопрестольный храм. Освящение в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла прошло 26 сентября 1865 года. А через год здесь открылась церковно-приходская школа для мальчиков на шестьдесят учеников – первое учебное заведение на весь район.
Дело отца продолжил сын Андрея Наумовича – Василий, благодаря которому у храма появились боковые приделы. Правый был освящен в честь святого Александра Невского. К концу столетия, по проекту известного самарского архитектора Александра Щербачева, боковые приделы увеличили, и церковь стала трехпрестольной – с главным Петропавловским алтарем, правым Александро-Невским и левым в честь Казанской иконы Божией Матери. Таким мы его знаем и сегодня.

Большинство петропавловских прихожан уверены, что их родной храм никогда не закрывался, выстоял в советские годы и всегда был тем островком православия, куда верующие уже куйбышевцы стекались на молитву и литургию. Однако советский атеизм не обошло стороной и Петропавловку. В 1930-е годы настали тяжелые времена. В ходе кампании по ликвидации культовых построек не раз поднимался вопрос о ликвидации Петропавловской церкви, но все время богоборцев что-то останавливало.

Осенью 1937 года были арестованы тридцать сотрудников храма – от настоятеля до сторожей. Почти всех, за редким исключением, расстреляли. А в 1939-м церковь закрыли, сославшись на крайнюю ветхость здания, представляющую опасность для прихожан. К счастью, архитектурный ансамбль работы Щербачева не взорвали и не разобрали по камушку. В храме устроили сначала военный склад, потом конюшню. Говорят, лошади отказывались заходить в алтарную часть, даже самые покладистые демонстрировали невесть откуда взявшееся упрямство. Животные, в отличие от людей, оказались более чуткими к святому месту.

...Окончание публикации читайте в номере "Социальной газеты" от 6 января 2024 года. Приобрести издание можно в Самарской области в киосках Роспечати и во всех почтовых отделениях.