Витязю нет равных

Все помнят, как в конце 2024 года в Самару прибыл «Генерал», новый электробус, который вот уже второй месяц тестируется на дорогах нашего города.

Самара
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times

Машина уже получает высокую оценку как водителя, так и пассажиров. 19 января, в день, когда православные люди праздновали Крещение, в Городском депо МП г. о. Самара «ТТУ» своего рода благословение получал новый трамвай «Витязь М». В свой первый рейс «Витязь» на борт принял пассажиров, известных в Самарской губернии и за ее пределами. Новую машину оценили первый вице-губернатор, председатель правительства Самарской области Михаил Смирнов, министр транспорта и автомобильных дорог Самарской области Сергей Карпов, глава Самары Иван Носков, руководитель департамента транспорта администрации г. о. Самары Сергей Маркин. Пассажирами в этот день стали и директор МП г.о. Самара «ТТУ» Александр Горшков, начальники трамвайных и троллейбусных депо предприятия, генеральный директор «ПК Транспортные системы Александр Дубровкин, представители производителя. 

Витязю нет равных
Низкопольный трехсекционный трамвай с просторным салоном плавно вышел из ворот городского трамвайного депо. Символично, что он приостановился возле одного из первых самарских трамваев, теперь уже музейного экспоната, выставленного у ворот депо, который, возможно, еще возглавит однажды парад самарских трамваев. Безбилетных пассажиров не было. Первый билет приобрел Михаил Андреевич Смирнов, второй – Иван Николаевич Носков. Из больших панорамных окон, которые не замерзают даже в сильный мороз, пассажиры любовались чудесными видами исторической Самары. Широкие информационные экраны давали полную информацию о поездке.

Для директора МП г.о. Самара «ТТУ» Александра Горшкова это была шестая поездка на «Витязе М», но в качестве пассажира – первая. На вопрос об ощущениях он ответил просто и ясно: «Я горд за ТТУ, что такой трамвай пришел в Самару. Это прежде всего оценка труда работников нашего предприятия!»

Витязю нет равных

«По сути, в Самаре началась новая эпоха трамвайного движения. Масштабное обновление происходит при поддержке губернатора Самарской области Вячеслава Федорищева и всей команды правительства региона», — заявил глава Самары.

Поставка современных трамваев позволит на 29% обновить трамвайный парк города. Всего в столицу губернии до конца 2026 года планируют поставить 74 трамвая: 3 «Витязь-М» и 71 «Львенок».
Производство вагонов осуществляется на Тверском механическом заводе электротранспорта и Невском заводе электрического транспорта имени Ф.А. Пироцкого. Оба предприятия входят в «ПК Транспортные системы».

Трехсекционные трамваи способны перевозить до 260 человек, а это в два раза больше пассажиров, чем электротранспорт прошлого поколения, при этом наличие шести дверей сокращает время посадки-высадки пассажиров. Трамвай оснащен валидаторами, USB-розетками, видеонаблюдением, имеют широкие площадки для колясок. Интерьер вагонов красив, долговечен и, важное, пожаробезопасен. Прямо в салонах можно будет зарядить мобильные устройства, а камеры внутри и снаружи вагона помогают водителю контролировать обстановку в салоне и дорожную ситуацию.

Новый «Витязь М» доверили одному из лучших водителей Депо – Игорю Асадуллину, который награжден Почетной грамотой Президента РФ. Он на 22-ом маршруте с 1996 года. Его водительский стаж – 35 лет. Это у них семейное. Его жена Алсу Наильевна тоже 35 лет управляет трамваем. Вместе их водительский стаж – 70 лет. «Витязь М» Игорю нравится. «Это современные тенденции – минимальное количество кнопок, максимальное количество функций вшито в сенсоры. Много современного. Высший уровень», - сказал Игорь Анварович. 

Витязю нет равных

Любовь Сергеевна Ананченко шестнадцать лет работает кондуктором на трамваях. В основном, это двадцать второй, пятый и тринадцатый маршруты. Именно она будет работать на новом «Витязе М» и она сегодня продала первые билеты знаменитым пассажирам. Работу свою Любовь Сергеевна считает интересной, потому что люди интересные. Что бы ни произошло, она всегда ищет позитив. По ее словам, она испытала особые эмоции и чувство новизны. День, как подарок, тем более праздник Крещение.

Витязю нет равных

Баранов Руслан, начальник по вводу в эксплуатацию подвижного состава «ПК Транспортные системы», Санкт – Петербург.

Витязю нет равных

Он рассказал о сложном цикле сборки, которая начинается в городе Энгельс Саратовской области, потом кузов поступает в Тверь на Тверской механический завод электротранспорта. Его окрашивают, устанавливают полы, стекла, обшивают пластиком, изготавливают вагонную тележку и в таком виде отправляют в Санкт-Петербург на Невский завод электротранспорта на крупно-узловую сборку, где его оснащают электрооборудованием, интерьером, производят пусконаладку и обкатку. После трамвай отправляют заказчику.

Руслан Михайлович отметил, что «Витязь М» - самый современный трамвай, и аналогов ему в России нет. Самый первый «Витязь М» начал эксплуатироваться в Краснодаре. Это трамвай для городов миллионников. Сегодня, более 400 единиц трамвайных вагонов «Витязь-М» успешно эксплуатируются в Санкт-Петербурге и Москве. Кроме Москвы и Петербурга, его запустили в Волгограде, скоро его ожидают в Екатеринбурге. Все электрооборудование, в отличие от классики, находится сверху, на крыше. Это не станет сложностью для Самары. В мастерских доступ на крышу есть. Специалисты наладчики-монтажники испытательного оборудования, которые приехали из Санкт-Петербурга, дали нам положительную оценку в этом плане.

 Наталья Красулина, управляющий Самарским отделением Сбербанка отметила, что программа обновления парка общественного транспорта в Самаре проводится при поддержке Сбера и партнёра банка – компании «Сбербанк Лизинг».

Кроме того, в рамках договора лизинга, в настоящее время идет работа над еще одной партией трамваев для Самары — это 71 трамвай марки «Львёнок». Первые поставки «Львят» начнутся в конце января – начале февраля этого года, и до конца 2025 года для Самары изготовят 40 трамваев. Еще 31 вагон передадут городу до 30 апреля 2026 года.

Интересное у трамвая название. Витязи состояли на службе в дружине князя и отличались честью и отвагой, доблестью и силой. У этого слова нет однокоренных слов. Витязь – особенный. Вот откуда идет название.

Генеральный директор «ПК Транспортные системы» Александр Дубровкин отметил: 

«Витязь-М» – флагман линейки трамвайных вагонов «ПК Транспортные системы». «Трамвайная система Самары является одной из старейших в России. Региональные власти приняли верное решение о развитии городского электротранспорта. И для нашей компании очень почетно вносить вклад в реализацию такого значимого проекта. Низкопольные трамваи «Витязь-М» с просторной накопительной площадкой удобны для всех категорий граждан, в том числе для маломобильных: пожилых людей, родителей с колясками, людей в инвалидных креслах. Уверен, что пассажиры по достоинству оценят удобство новых вагонов, и ежедневные поездки по городу станут более комфортным».


«Несколько лет назад ряд городов России опрометчиво отказались от наземного электрического пассажирского транспорта, но не Самара. В этом году наш город отметит 110-летие самарского трамвая. Одной из основных программ развития Самары станет модернизация электротранспорта и трамвайного сообщения, в частности. На существующих маршрутах курсируют вагоны с многократно выработанным сроком службы, на некоторых участках трамваи буквально движутся со скоростью пешехода. Из-за их неисправности и схода с линии на наземном электротранспорте возникают затяжные интервалы, люди теряют время на остановках, – рассказал глава города Самара Иван Носков. – Благодаря поддержке губернатора Самарской области Вячеслава Федорищева в 2025 году мы нарастим темпы обновления подвижного состава. Администрация города приступила к новому этапу проектирования капремонта трамвайного полотна, рельсовых путей, контактных сетей и подстанций. Это не быстрая работа, но очень важная для города. Следующим шагом станет непосредственно капремонт».

Татьяна ВОРОНИНА.

Фото Татьяны ВОРОНИНОЙ.