Когда «Крокус» и журавли – не признаки весны...

В страшном теракте погибли 139 человек.

Происшествия
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times

Такого мы не видели уже много лет. Успело вырасти и стать совершеннолетним целое поколение тех, кто не помнит, с каким ужасом, гневом и тревогой мы следили за происходившим в сентябре 2004 года в Беслане, в октябре 2002-го на Дубровке в Москве и в июне 1995-го – в Будённовске. А у тех, кто помнит, первые, пока еще неясные сообщения вечером 22 марта о стрельбе в концертном комплексе «Крокус Сити Холл» в Подмосковье вызвали ощущение дежавю: неужели опять?

Но в этот раз не было ни заложников, ни требований: вооруженные боевики из белого «Рено» просто в упор расстреляли охрану у входа и начали убивать всех, кто оказался у них на пути. Несколько минут оставалось до начала концерта рок-группы «Пикник», которая должна была выступать в сопровождении симфонического оркестра, и в огромном зале на шесть с половиной тысяч человек намечался аншлаг – все билеты были распроданы. Большинство зрителей уже сидели на местах, но многие еще находились в фойе, в гардеробе, поднимались по эскалатору к верхним этажам зрительного зала.

Хладнокровно расстреливая беззащитных людей, террористы ворвались в зал, открыли пальбу и там. Разбрасывали «коктейли Молотова», разливали бензин, чтобы усилить пожар. Пытаясь спастись, люди ложились на пол, прятались за креслами и диванами в фойе, бежали за сцену, в бельэтаж, баррикадировались в туалетах и подсобках, разбивали стекла, чтобы выбраться из здания...

Если судить по восстановленной хронике происшествия, стрельба продолжалась менее двадцати минут. Убийцы, смешавшись с толпой, покинули здание, сели в машину и уехали с парковки, по пути намеренно сбив восьмилетнего ребенка, который выбежал из здания вместе с матерью. Но на этом кошмар не кончился – подожженный террористами зал охватило пламя, по зданию расползался удушающий дым.

Люди выбегали на улицу без верхней одежды, оставшейся в гардеробных, но часть зрителей, не зная, что террористы сбежали, остались в забаррикадированных помещениях. Многих из них находят и выводят сотрудники экстренных служб, а выбежавших на крышу снимают подъемными механизмами. Но спастись удается не всем – тела тех, кто задохнулся угарным газом, находят потом в туалетах и на запасных лестницах. Некоторые из них – супруги, родители с детьми – умерли обнявшись, поняв перед смертью, что спасения нет...

Экстренные службы на место происшествия прибыли оперативно. Десятки машин скорой помощи и медицинские вертолеты увозили пострадавших, с огнем боролись многочисленные пожарные бригады и пожарные вертолеты, спасатели и Росгвардия искали живых и раненых. Но площадь пожара превысила 12 тысяч квадратных метров, пламенем были объяты крыша здания и верхние этажи, начала рушиться кровля.

Утром 23 марта стало известно о задержании одиннадцати человек, в том числе четырех террористов, непосредственно убивавших людей в «Крокусе». Их машину силовики настигли в Брянской области, недалеко от границы с Украиной. На видеозаписи допроса «по горячим следам» один из боевиков признается, что убивать невинных людей согласился за полмиллиона рублей, обещанных ему и подельникам неизвестными организаторами, связавшимися с ними через мессенджер «Телеграм».

Президент Владимир Путин выступил с обращением к россиянам, объявив 24 марта днем траура.

– Происшедшее было не просто терактом, – подчеркнул он, – а подготовленным и организованным массовым убийством мирных, беззащитных людей, кровавой акцией устрашения.

На сегодняшний момент жертвами этого злодеяния стали 139 человек, в том числе трое детей, еще более 180 человек получили ранения и травмы разной степени тяжести.

Полную версию статьи нашего журналиста Надежды Локтевой вы можете прочитать в бумажной версии "Социальной газеты" от 30 марта 2024 года. 

Фото: https://vk.com/minmol_so