История должна быть интересной

Наука и образование
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times

Идею сделать историю обязательным предметом на ЕГЭ по окончании средней школы неоднократно высказывали на самом высоком уровне. А недавно к этой инициативе добавилась и другая – ввести историческое образование с первого класса. 

Правда, речь не об уроках истории, а об историческом просвещении – обсуждении с младшими школьниками истории своей семьи, края, малой родины, посещении музеев и выставок.

Потребность в этом объясняют необходимостью патриотического воспитания и сохранения исторической памяти, а также плачевным состоянием исторического образования в школах. И в самом деле, о вопиющей неграмотности молодого поколения в области истории свидетельствует, например, случай, рассказанный моей иногородней знакомой, которая вступила в разговор с двумя юными девушками, с недоумением обсуждающими название улицы – Молодогвардейцев. Мол, что за странное слово, кто такие эти молодогвардейцы?

Собеседницы были сильно удивлены, услышав краткий пересказ трагической и героической истории юношей и девушек, вступивших в неравную борьбу с фашистскими оккупантами, и узнав, что об этих ребятах есть еще и книга, и фильм.

Понятно, что у людей, выросших в Советском Союзе, таких вопросов не возникало, ведь роман Фадеева изучали на уроках литературы. Сейчас, кстати, его нет в школьной программе. Но поможет ли исправить положение дополнительный экзамен по истории в выпускном классе?


Этот вопрос я задала читателям «Социальной газеты» в социальной сети «Вконтакте». За обязательный экзамен высказались менее половины откликнувшихся, остальные мнения разделились между следующими: «экзамен нужен лишь тем, кто собирается поступать в профильные вузы», «нужен только гуманитариям, другим достаточно зачета» и «никому не нужен». Вот некоторые комментарии участников опроса.

Светлана:
– Мой ответ: нужен, причём по всемирной истории. История – это вещь синтетическая, немыслимо вырвать из неё куски, связанные с другими территориями и культурами. Её нельзя рассматривать только с одной стороны. Можно, конечно, рассматривать историю в примитивном смысле – как набор некоторых дат. Но зачем она такая нужна, даты и в интернете можно посмотреть.
Наталья:
– В четвертом классе истории ещё нет как предмета, но в «Окружающий мир» воткнули блок истории. И это отвратительно по отношению к самой истории. В один урок впихнули Русско-японскую войну, Февральскую и Октябрьскую революции и начало Великой Отечественной войны. Сложно сделать хоть какой-то анализ или выводы по теме, которая ни о чём.
Михаил:
– Трудно представить инициативу хуже. Это гарантированно отобьет интерес к истории у большинства школьников. Да и преподавание истории в школе у нас ниже плинтуса – историю не преподают как науку.
Диана:
– Учебники у нас плохие – вот беда. Обез­личенные, сухие и скучные, написанные казённым языком. Интерес вызывают истории о живых героях, а не просто «жил, правил, воевал». Главное – интерес пробудить.
Юлия:
– Столько лет прошло, а я до сих пор помню своего школьного учителя истории Ефима Борисовича Натапова. Его уроки любили все. Его хотелось слушать, настолько интересно он рассказывал. А вот для моей дочери история в школе – наказание, состоящее исключительно из зубрежки дат и имён. Я же уверена, что история – это не набор цифр и фактов.


На уроках истории должно быть интересно. На этом, пожалуй, сходятся большинство участников опроса. И если уж давать азы исторической науки младшим школьникам, то делать это надо в форме, подходящей для них, – через художественную литературу, через посещение музеев, просмотр фильмов, в форме игр. А старшие уже способны сами анализировать, делать выводы и дискутировать.

Ну и, конечно, многое зависит от семьи. Я помню из детства ежевечерние просмотры диафильмов с родителями. А едва научившись читать, я читала запоем художественные книги – детские и взрослые. И именно из них впервые узнала о тех или иных событиях мировой и отечественной истории. Были замечательные фильмы, после которых дворы превращались в поля ребячьих баталий. Мы играли в «неуловимых мстителей», в партизан и Штирлица, в мушкетеров, в Робина Гуда и в индейцев. И даже если содержание фильмов и романов было сущей «клюквой» с точки зрения истории, в головах что-то откладывалось и вызывало желание побольше узнать о том времени – расспросить родителей, учителей, найти книжку.

Сегодня дефицита книг нет – книжные магазины завалены прекрасно изданной литературой на любую тему. А чего нет в магазине, можно найти в интернете вместе с фильмами, лекциями, научными работами. Правда, придется отсеять множество псевдоисторической ереси и откровенных фальшивок, с чем не всегда справится не только ребенок, но и взрослый.

История может быть серьезным оружием – как созидательным, так и разрушительным. Вы помните, какую роль она сыграла при развале Советского Союза и попытках развалить Россию? Когда вместе с гласностью на людей буквально обрушились потоки разоблачений и страшной правды о сталинских репрессиях, а также альтернативные версии истории – от самых бредовых, вроде «новой хронологии» Фоменко и Носовского, до изысков на тему Великой Отечественной войны бывшего разведчика-предателя Виктора Суворова (Резуна). Это разрушило картину мира многих соотечественников, а молодых лишило вообще каких-либо основ: чему же верить, если история твоей страны – сплошное вранье?

Дальше уже можно было подсовывать какие угодно трактовки, ценности и каких угодно героев. К чему это привело, например, на Украине, мы все видим. А недавно, общаясь с бывшими одноклассниками из Уральска, я с неприятным удивлением обнаружила, что в Казахстане тоже вовсю продвигают «истинную» историю, в соответствии с которой Россия – оккупант, колонизатор, а города Тюмень и Оренбург должны принадлежать Казахстану.
Разумеется, замалчивать неприглядные страницы истории тоже нельзя. Знать об этом необходимо, чтобы не повторить ошибок прошлого. Но не должно быть и перекоса в сторону «мы хуже всех». За годы, прошедшие с начала перестройки, нас так перекормили негативом, что у многих это вызвало отторжение по отношению к истории своей страны и к истории как науке.

Сегодня родителями школьников стали люди конца 70-х – начала 90-х годов рождения, чье формирование личности пришлось как раз на период исторического нигилизма, который они транслируют своим детям. И к этому же поколению принадлежат многие учителя со всеми вытекающими последствиями. Откуда же взяться интересу к родной истории, любви к ней? А ведь в основе патриотизма лежит именно любовь, а не отскакивающие от зубов даты исторических событий.
Хороших учителей-историков вообще мало. По этой причине многие педагоги высказывают сомнения относительно введения всеобщего экзамена по истории. Не хватает и мер по поддержке учителей и привлечению новых кадров, особенно в сельских школах. В некоторых регионах выпускники не выбирают ЕГЭ по истории, потому что осознают: они недостаточно подготовлены, чтобы получить высокий балл.

Тем не менее наше общество сейчас переживает патриотический подъем. Растет и интерес к истории, в том числе и в неформальных проявлениях. Есть поисковые отряды, которые каждое лето выезжают в места боев Великой Отечественной, есть многочисленное движение исторической реконструкции. Есть «Бессмертный полк», в котором с каждым годом участвуют все больше людей. Есть юнармейцы, кадетские классы. А за последние годы мне не раз довелось побывать в школьных музеях – не пыльных и скучных, а интересных, где роль гидов исполняют сами школьники.

Есть потребность в более качественных знаниях по истории, в неравнодушных педагогах, в родительской поддержке. Чтобы уроки не превратились в натаскивание ради экзамена, а стали увлекательным путешествием в прошлое, чтобы это был живой разговор о происходящих в мире процессах – вот что главное.

Наша справка

• На участие в ЕГЭ в 2022 году зарегистрировались почти 737 тысяч человек, из них 649 тысяч – нынешние выпускники. Сдавать историю захотели около 117 тысяч ребят.
• В этом году экзамен по истории пройдет в понедельник, 6 июня. Пожелаем ребятам удачи.

Надежда Локтева

Про изучение истории

Петр Толстой, российский политический деятель:
– Не бывает понимания современности без понимания истории. А у нас несколько поколений в стране воспитаны не знающими и не чувствующими историю России и по этой причине живущими ложными ценностями. Таких много особенно среди молодежи. Вот, например, кто из них знает, откуда возник украинский флаг? Вряд ли. Для этого надо знать про Полтавскую битву и гетмана Мазепу, перешедшего на сторону шведов. А чтобы шведы могли отличить их как союзников от русских, они повязали ленточки, совпадающие по цвету со шведским флагом, – желтые и синие. А бандеровский красно-черный флаг появился в начале Второй мировой войны. Это были цвета, которые использовали войска СС.

Увы, но у нас большинство людей историей не интересуется, ограничиваясь поверхностными суждениями. Молодежь больше волнует, как правильно гель-лак наносить. Я это понимаю и принимаю. Но если ты думаешь о красе ногтей, если не знаешь, что такое Украина и откуда она возникла, когда и в силу каких причин мы ее признали, то не берись рассуждать о происходящем. Потрать время, изучи историю вопроса, разберись. Сейчас достаточно источников информации – дело лишь в желании. Каждый человек, кто себя ощущает гражданином России и берется рассуждать о происходящем, должен заниматься самообразованием – изучать и знать историю.


С чего всё началось

В марте 2022 года депутат Госдумы Александр Хинштейн предложил ввести в России еще один обязательный предмет в Единый государственный экзамен – историю. По мнению политика, без жестких требований большинство детей не будут заниматься глубинным изучением истории. Парламентарий также предложил увеличить количество занятий в школах по этому предмету и в связи с этим кардинально переустроить образовательный процесс по истории, сделав его максимально визуализированным.

Идея не нова. Прежний министр просвещения РФ Ольга Васильева еще пять лет назад приводила доводы в пользу обязательного ЕГЭ по истории Отечества: «Достаточно хорошо историю не знают ни школьники, ни студенты. Надо знать хорошо историю, литературу, живопись своей страны, музыку, достижения техники для очень простой цели: чтобы в сердце всегда было чувство гордости и сопричастности».

Однако инициатива заглохла, поскольку и сторонники предложения, и скептически настроенные граждане сошлись во мнении, что прежде необходимо ликвидировать дефицит кадров, особенно в сельских школах, и, как следствие, повысить качество знаний школьников, а знаний пока явно недостаточно. В итоге обязательный ЕГЭ по истории рискует стать для учеников еще одной повинностью. Экзаменом любовь к родной истории не привьешь. Напомним, что на данный момент в России обязательными для сдачи являются ЕГЭ по русскому языку и математике базового уровня.