Иногда жизнь преподносит такие ситуации, что мы на 99,9 процента из ста уверены, что так не бывает. Но та самая малая доля вероятности всё же заявляет о себе... Перед тем, как я расскажу историю своего героя, хочу напомнить одно событие в жизни России в далеком 1703 году. Петр Первый выигрывает сражение у шведов в устье Невы, практически не имея флота, да еще лично участвует во взятии на абордаж двух шведских кораблей. В это невозможно поверить. Все до единого участника получили медали. На одной стороне изображен Петр и два взятых корабля, а на другой слова: «Небываемое бывает».
Возможно, сегодня пришло время достать из запасников Питерского музея ту золотую медаль и по ее подобию создать современную. Алексей Свистунов такой награды достоин как никто другой. То, что с ним произошло, как раз характеризуется словами: «Небываемое бывает».
Жил Алексей с женой в Новокуйбышевске. Супруги купили дом, растили трех дочек, сажали клубнику. Хотели даже получить грант на развитие своего дела. Но когда началась спецоперация, Алексей, чтобы его «не потеряли», решил отметиться в военкомате, где и узнал, что вполне подходит для мобилизации. Уехал в Рощинский. Думал, по ошибке, ведь он в армии не служил. Значит, разберутся и скоро домой отпустят. Наверное, так бы и произошло, если б не послушал Алексей бывалых ребят и не узнал, что творит нацистский режим на юге страны. Мужчина представил, что враг может оказаться и здесь, на волжских берегах, где живут его девчонки, и задумался. Слова «кто, если не я» вертелись в голове, и вопрос о возвращении к своим грядкам просто отпал. Он принял присягу Родине по велению сердца и в 42 года стал военнослужащим в звании рядового. Никогда прежде будущий воин не держал в руках никакого оружия, кроме рогатки, а потому записался на курсы тактической медицины, чтобы стать медбратом. Все экзамены и зачеты сдал, хотя и пальца-то раньше не перевязывал никому.
В январе 2023-го Алексей Свистунов попал в Луганскую область, под Лисичанск. На третью ночь его отправили на передовую – понадобилась помощь, потому что медицинского персонала не хватало. Думал, что на подхвате будет, а оказалось, работа ждала по полной программе – всё приходилось делать самому.
Командира Алексей не просто помнит - он благодарен ему. Игорь Прийменко (позывной «Кашель») – он простой парень, шахтер из Луганска, тоже прошедший курс медицины, поддерживал Алексея, как мог. Предшественник Леши продержался всего семнадцать суток, потом погиб, и командир сказал: «Ты от меня не отставай. Мы с тобой, Леха, теперь всегда будем вместе».
– Это было в Верхней Каменке под Лисичанском. Мы выехали на боевую позицию. С коптера противник увидел нашу группу и начал с миномета лупить по нам стодвадцатыми (диаметр мины. – Авт.). У меня в руках были носилки – понятно, что я медик. Первая задача противника – вышибать медиков, снайперов, пулеметчиков и командиров. То, что преследуют меня, было ясно. Я не стал заходить в блиндаж, понимая, что там нас накроют всех, и стал уводить за собой противника от ребят на другую улицу. Миномет. Он стреляет восемь раз – восемь секунд, а потом есть какое-то время, когда молчит. От выхода до прилета мин я насчитал восемь секунд. Примерно понимая, куда упадут мины, я бежал в другую сторону, и падал на счет шесть. Приземлялись снаряды метров за шестьдесят от меня. Явно следующие должны были бить по мне, но вот так, зигзагом, я уходил от огня, – вспоминает боевой эпизод Алексей.
Какую же силу воли нужно было иметь, чтобы не запаниковать, чтоб от страха не сбиться со счета. Казалось, что всё получилось «пронесло», но противник не сдавался - подключил второй миномет. От второго было не уйти. Алексей говорит, что ему повезло: рядом оказался разбитый экскаватор. Он лег рядом с ковшом, чтоб хоть с одной стороны закрыться. Мина взорвалась рядом. Радиус поражения – двадцать пять метров. Ногу разорвало на шесть частей. Он успел крикнуть в рацию, что ранен.
Чтобы выжить, нужно было перетянуть артерию за 28 секунд, а он потерял сознание. Дальше стоит повторить, что «небываемое бывает!» Снится Алексею сон: сидит он на ковше экскаватора, на колене – восьмилетняя дочка. Она треплет его за плечи и кричит: «Пап, проснись!» Очнулся, а турникет затянуть уже нет сил. Вот в этот момент и подбежал командир - лейтенант Прийменко. Затянул турникет и оттащил в эвакуационную машину. Игорь спас друга и подчиненного. По сути, он выполнял свою работу. Только работа бывает разная, и относиться к ней можно по-разному.
В Лисичанске медбрату пытались оказать помощь, но обезболить не получилось, потому что падало давление и останавливалось сердце. В Лисичанске оно все же остановилось. Алексея отнесли в морг, но вновь произошло «небываемое».
Сон ли это был, бред или действительно есть иной мир, трудно сказать, только Алексей Свистунов увидел воочию другую реальность. Видел он ребят погибших – аккуратных, выбритых, с чистым оружием. Был у них командир, что ставил задачи. Нужно было остаться и помочь им. Но командир сказал: «Ему еще рано. У него дела, дочки, жена».
На руке Алексея были часы – подарок боевых товарищей. В тот момент в морге с него их решили снять. Так положено было. Но не смог, видимо, герой расстаться с ценным подарком, да как закричит: «Не смей…». Испугал, конечно, парня, но зато Алексея быстро погрузили на борт и отправили в Ростов. Просили не обижаться, когда клеили пластырь с фамилией на лоб, чтоб, «если что», опознали – это ж война.
В вертолете Алексей еще раз «уходил», но, как сказал командир, опять рано оказалось.
В Ростове герой пошел на поправку. Затем была Москва. Там протезировали ногу. За мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга и задач в боевых условиях, лейтенант Свистунов награжден медалью «За отвагу».
...Сейчас у Алексея все нормально. Семья рядом. Прошел обучение на сотрудника военкомата. Теперь это его работа. Занимается метанием ножей, следж-хоккеем, футболом. Дай Бог ему здоровья и счастья.
Татьяна ВОРОНИНА.
Фото предоставлено автором публикации.