Штольни с видом на ресторан

О планах грандиозного переустройства села Ширяево в целях превратить его в место паломничества туристов разговоры ведутся уже давно. Однако до сих пор радикальному приведению облика села к неким стандартным стереотипам европейского курорта мешал статус территории национального парка «Самарская Лука». Но минувшей осенью в селе появились забетонированная набережная и выложенная плиткой площадка перед штольнями на Поповой горе. 

Штольни с видом на ресторан

Фото Павла Иванникова

Наш регион
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times

И это еще не всё – в дальнейших планах благоустроителей видовой ресторан у тех же штолен, парковка на две тысячи машин и фестивальная поляна в Ширяевском овраге, а также гостиничный комплекс и даже музей самогоноварения. 

Закатают в бетон?

А для того чтобы все это беспрепятственно осуществить, администрация Жигулевска решила добиться выведения из состава национального парка «Самарская Лука» входящих в округ населенных пунктов на побережье – Ширяева, Богатыря, Солнечной Поляны, Зольного и Бахиловой Поляны.

Такие планы существуют тоже не первый год, и главные аргументы за исключение сёл из нацпарка – трудности, которые жители особо охраняемой природной территории действительно испытывали с оформлением земли, ведением строительства и другой деятельности на своем участке. Однако в начале 2021 года в силу вступил новый Федеральный закон №505, который снял все избыточные ограничения для жителей нацпарка и расширил полномочия администраций поселений. Поэтому простым гражданам выведение сёл из нацпарка ничего не даст. Зато, по мнению природозащитников, развяжет руки для бесконтрольной застройки, а также позволит изымать землю у жителей на нужды туристической инфраструктуры или другой деятельности под видом благоустройства.

Тем не менее в апреле администрация городского округа провела публичные слушания по этому вопросу – сначала в Жигулевске, а затем в Зольном. Однако высказаться жителям и экоактивистам ни в том, ни в другом случае не дали. Их голоса остались в меньшинстве, хотя в обоих случаях зал был полон людьми (не исключаю, что собранными инициаторами слушаний).

В свою очередь национальный парк организовал встречи с общественностью в Жигулевске и Ширяеве, а также в Самаре, куда приехали директор «Самарской Луки» Евгений Березкин, начальник отдела природопользования Анастасия Халтурина и начальник отдела правового и кадрового обеспечения Вадим Марченко.
Разговор в губернской столице получился долгий и эмоциональный, в нем приняли участие как жители заречных сёл, так и заинтересованные проблемой люди.

«Самарская лука» против

Свою позицию представители «Самарской Луки» обозначили сразу: они против выведения сёл из состава парка, а также предложенной концепции «благоустройства» Ширяева. Более того, механизма исключения территории из национального парка в нашей стране нет. Его границы может изменить только постановление правительства РФ. Поэтому слушания, проведенные администрацией Жигулевска, решающей роли не сыграют – в любом случае этот проект должен быть рассмотрен в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ. Но даже если Минприроды даст добро, следующим шагом будет экспертиза в Министерстве юстиции, только потом проект рассмотрят на самом высоком уровне. Так что быстро такие дела не делаются, и даже при худшем развитии событий у природозащитников будет еще несколько лет, чтобы отыграть все назад.

Тем более что благодаря тому же закону №505 смысла выводить села из национального парка нет. Хотя нередко местные чиновники, столкнувшись с жалобами жителей на коммунальные проблемы, ссылаются на администрацию парка, которая якобы не дает строить дороги, устанавливать фонари и так далее. Однако на деятельность коммунальщиков и местных администраций внутри поселений руководство нацпарка не влияет, а при запросах о согласовании ремонта, реконструкции и строительстве социально значимых объектов чаще всего направляет в Минприроды положительный ответ. Так было с очистными сооружениями в Солнечной Поляне, с ремонтом дорог в поселках побережья и с реконструкцией газопровода, обеспечивающего газом местных жителей.

Коснулась речь и давно обсуждаемого проекта дороги «Ширяево – Подгоры», о необходимости которой говорят не только чиновники, но и жители сёл, входящих в сельское поселение Рождествено. Для них эта дорога может стать главной связующей нитью с внешним миром. По словам сотрудников нацпарка, этот проект рассматривается, но решение в любом случае будет принимать Минприроды РФ. И в любом случае строить дорогу по лесным кварталам парка придется в соответствии с нормативными актами Лесного кодекса и освоения лесов.

Точно так же должны быть согласованы с Минприроды и предполагаемый ресторан на Поповой горе, и прочие объекты туристической инфраструктуры в заречных селах. Но вот, например, глэмпинги в Ширяеве появились без согласования с Минприроды. Нарушениями были и забетонированная набережная, и плитка на Поповой горе, поскольку Министерство природы согласовало только ремонт имеющихся дорог местного значения и их благоустройство.

Парк подал иск против администрации Жигулевска и добился штрафа за отсутствие согласования, однако потребовать демонтажа набережной и плитки он не может из-за того же Федерального закона №505, разрешившего местным властям вести хозяйственную деятельность внутри населённых пунктов на своё усмотрение. Зато этого могут потребовать жители села Ширяево, если они считают, что нарушены их права.

Не только природа

Взамен прибрежных сел национальному парку предлагают территории Васильевских островов на Волге. Их площадь существенно превышает площадь тех земель, которые должны быть изъяты у парка в этом случае. Однако ни руководство нацпарка, ни защитники «Самарской Луки» не считают острова приемлемой компенсацией.

Во-первых, включение в нацпарк новой немаленькой территории потребует большой работы, средств и людей для охраны. Кроме того, национальный парк, который граничит здесь с Жигулевским заповедником, выполняет для заповедника роль охранной зоны, которая должна у него быть не менее километра шириной. И если сёла побережья выведут из состава парка, то охранную зону придется создавать заново, и в нее попадут и территории населенных пунктов. А у заповедника охранный режим гораздо строже, чем у нацпарка. Поэтому не получится ли так, что жители, голосовавшие за выход из состава парка, столкнутся с еще большими проблемами?

И самое главное: национальный парк – это не только природа, это место со своей историей и культурой, со своей самобытностью, традициями, неповторимым обликом, архитектурными и историческими объектами. В Ширяево едут не только отдохнуть на Волге, но и посетить музеи Ильи Репина и Александра Ширяевца, заглянуть, поднявшись на гору, в таинственные штольни, полюбоваться панорамой села, раскинувшегося в живописной долине. Сюда, на берег, где Репин писал «Бурлаков…», на пленэр приезжают художники, здесь проводят биеннале, праздник вишневого пирога, небольшие, но душевные фестивальчики. И относиться к этому месту нужно очень бережно, чтобы сохранить его дух и внешний вид, не разрушить существующую здесь неповторимую атмосферу.

Конечно, это не значит, что не нужно развивать в Жигулях туризм. Нужно. Но туризм туризму рознь. Кому и какую пользу принесет превращение Поповой горы в подобие самарской Вертолетной площадки, да еще с рестораном у штолен, где живут краснокнижные летучие мыши? С гремящей музыкой, с жующей гламурной публикой, лениво созерцающей пейзажи.

Да, наверное, инвесторам выгоднее привлекать именно таких туристов, которые готовы отдать восемь-девять тысяч рублей за ночевку в глэмпинге (да, там такие цены) и оставить кругленькую сумму в ресторане в живописном месте. Или устраивать массовые мероприятия, для которых понадобится фестивальная поляна и парковка на две тысячи машин. Но будет ли это тем Ширяевом, которое включили в сотню самых красивых сёл России? Может, хватит уже брать за образец некие сферические в вакууме куршевели, а стоит исходить из того, что имеется и что можно сделать без вреда для природы и окружающего ландшафта?

Тем более что туризм на «Самарской Луке» уже развивается, и это – экологический туризм. Только таким он и должен быть в национальном парке, и так заведено во всем мире. Это экотропы, пешие, велосипедные, конные, лыжные маршруты, гостевые дома, небольшие кафе, кемпинги, сувенирные лавочки, центры информации, прокатные пункты. И всё это можно создавать без ущерба для нацпарка и местных жителей, с помощью малого и среднего бизнеса.

И, конечно, нужна инфраструктура. По словам жителей, Ширяеву, где туристов и без того бывает множество, необходимы общественные туалеты и вывоз мусора. В селе нет аптеки, парикмахерской, банкоматов, нужны ремонт дороги, обустройство пляжа и, наверное, многое другое, в том числе и решение транспортной проблемы. Несмотря на большой поток туристов и дачников, летом из Самары в Ширяево водный транспорт делает только один рейс туда и обратно, и, как правило, это старенький «Омик».

В конце встречи участники создали инициативную группу, чтобы помогать нацпарку бороться за отстаивание своих границ и добиваться перемен к лучшему. Жители намерены обратиться в прокуратуру и в вышестоящие инстанции.

Надежда Локтева