Как без рук

В МВД сообщили о снижении числа мигрантов. Чистить дворы и улицы от снега – тяжелая работа, которую прежде выполняли мигранты. Наши соотечественники предпочитают пойти в охранники или менеджеры – в дворники за такие же деньги они не рвутся. 

Как без рук

Фото: Роман Грамотенко

Общество
ИНСТРУМЕНТЫ
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times

Сейчас в России их в общей сложности около шести миллионов, что значительно ниже показателей прошлых лет – обычно в стране «гостят» от 9 до 11 миллионов человек. Самая многочисленная категория – это трудовые мигранты, предпочитающие крупные российские города и экономические центры. В ведомстве сообщили, что 1,3 миллиона иностранных граждан работают по патентам, 85 тысяч – имеют разрешение на работу. Разрешение на временное проживание или вид на жительство есть примерно у одного миллиона человек. Из данных Самарастата по итогам первого полугодия 2020 года следует, что и в Самарской области прослеживается общероссийская тенденция – миграционный прирост остановился. Так, за январь–июль прошлого года миграционный прирост составил 5 052 человека – прибыло 45 422 человека из других регионов страны и государств, а уехало 40 370. За шесть месяцев текущего года в нашем регионе осело лишь 264 человека, при том, что въехало 35 811 человек. Прирост в этом году сложился в большей степени за счет обмена населением с другими регионами России (217 человек). В прошлом же году у области был отрицательный баланс по внутренней миграции – «минус» 1 286 человек.

Противоположная картина сложилась со странами СНГ. За тот же период прошлого года прирост за счет людей, приехавших из этих стран, составил 6 193 человека, в этом – «минус» 101 человек. Большая часть миграционной убыли при обмене населением со странами СНГ сложилась с Киргизией (908 человек) и Арменией (591).
В ближайшее время ждем сводных данных по итогам календарного года, хотя уже сейчас можно предположить, что годовая статистика вряд ли опровергнет сложившуюся картину. Естественно, на показателях сказалась, прежде всего, пандемия: многие гастарбайтеры уехали к себе на родину, и когда они вернутся (и вернутся ли вообще), сейчас прогнозировать крайне сложно.
Основная рабочая сила – узбеки и таджики – въехать в Россию, по большому счету, сейчас тоже не могут. Такая возможность есть лишь у тех, кто имеет вид на жительство или родственников-россиян – жену, детей, родителей. Добраться можно только по воздуху, авиарейсов – крохи, билеты стоят дорого (что также отсеивает львиную долю желающих приехать из «открытых» Киргизии и Казахстана). Из Армении въезд закрыт, белорусам и у себя хорошо.

Интересно, Россия сможет справиться без мигрантов? Ранее федеральный Минстрой уже заявлял о дефиците иностранной рабочей силы на стройках. А впереди зима и высокая потребность в сезонных рабочих – в тех же дворниках. За неимением дешевой рабочей силы не случится ли у нас коммунальный коллапс? Или же наоборот, освободившиеся вакансии как горячие пирожки разберут местные безработные? Поживем – увидим.

Елена Платонова