Короли снежных равнин

Именно так хочется назвать ездовых собак, бегущих в упряжке, за выносливость, силу, ум и прекрасную гармонию с северной природой.

Общество
ИНСТРУМЕНТЫ
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times
ЛОХМАТЫЕ «СОТРУДНИКИ»

В том, насколько хаски и маламуты удивительны и красивы, я убедилась лично, побывав недавно в экопарке семейного отдыха «Маламутова поляна», который находится в районе поселка Прибрежный. Здесь можно прокатиться на собачьей упряжке, а после предварительной подготовки даже самому поуправлять собаками в качестве каюра (погонщика). Отчаянные головы могут погонять по бескрайним полям на резиновом «банане», прикрепленном к снегоходу, и скатиться с горки на «ватрушке».

Но самая приятная часть программы – общение с теми самыми северными собаками, которые так лихо катают туристов по окрестностям. Эти пушистые и очень добродушные псины не оставляют равнодушными ни детей, ни взрослых. Они охотно ласкаются к каждому человеку, дают себя погладить и обнять. Рядом с ними исчезают куда-то тревога и напряжение, так свойственные горожанам, и усталый взрослый снова становится маленьким мальчиком или маленькой девочкой, для которых жизнь – не череда проблем и стрессов, а чудесный праздник, каждую минуту открывающий очередную свою тайну. И мир вокруг кажется прекрасным и удивительным, каким он бывает только в детстве…
И дело вовсе не в особой дрессировке, а в генетике. Просто ездовые собаки – хаски и маламуты – специально выведены генетически неагрессивными к людям.

– Обе породы отличаются удивительным добродушием, – рассказывает начальник каюрского отдела экопарка Анна Туринцева. – Кстати, именно поэтому из них получаются никудышные охранники. И у хаски, и у маламутов – особая шерсть, которая позволяет им жить на снегу и на льду при очень низкой температуре. У них есть способность определять тонкий лед, ориентироваться в темноте и в снежной буре. В общем, все эти качества и делают из этих животных идеальных ездовых.

Но между собой маламуты и хаски сильно отличаются – как внешностью, так и характером. Хаски худощавые, энергичные и веселые, маламуты – более мощные, косматые и упрямые. Маламутами сложнее управлять, поскольку слушаются они только авторитетного вожака. Но зато они и груз могут везти более тяжелый. А еще у маламутов глаза бывают только карие, у хаски – голубые и даже разноцветные – один карий, другой голубой.

ЭТО ВАМ НЕ БОЛОНКИ…

Если маламутов достаточно редко держат в квартирах, понимая, что это все-таки не диванные собачки, то красавчиков-хаски с их голубыми глазами городские жители нередко заводят в качестве милых комнатных питомцев. И жестоко ошибаются. Потому что хаски – это не шпиц и не болонка, а серьезная собака, требующая грамотного воспитания и больших нагрузок. С ней ежедневно нужно гулять, проходя не менее пятнадцати километров, при этом активно играть и давать всевозможные задания. Иначе милый песик разрушит и сгрызет всё в доме. Причем винить его в этом нельзя – природная энергия требует выхода, которого ей в четырех стенах невозможно дать. А еще хаски любят «петь». И соседям эти «волчьи песни» вряд ли понравятся.

Вот и получается, что заводит городская семья миленького «лапочку-щеночка», а когда тот вырастает и превращается в избалованную и неуправляемую собаку, люди не справляются с ее воспитанием и пытаются кому-нибудь пса сбагрить или даже выбросить на улицу.
Почти треть питомцев в «Маламутовой поляне» состоит именно из таких отказников. Истории их появления в питомнике трагичны.
Вот, например, Гранд. Он мастер убегать. Когда-то его выбросили из машины возле деревни. Волонтеры полгода не могли поймать пса, а когда удалось, тот был в весьма плачевном состоянии – грязный, шерсть сваленная, блохи… Причем владельцы питомника обратили внимание на его незаурядные способности и сообразительность. Как-то ему сказали: «Гранд, пошли купаться!», а тот взял и пошел в ванную. Залез в нее и ждет, когда его будут мыть. То есть Гранда когда-то любили, о нем заботились, но хозяева, видимо, просто не выдержали испытания требовательной в уходе собакой.

Бетси привезла супружеская пара, которая при разводе не могла договориться, кто из них заберет собаку. В итоге отдали ее в экопарк. Но стоило им вый­ти за ворота, как муж с женой помирились и до сих пор живут вместе. Видимо, причиной ссор была как раз Бетси, с воспитанием которой супруги не справились – у каждого было свое представление о том, как надо делать правильно.
Айзу тоже выбросили хозяева. Та сначала прибилась к дачному массиву, а потом сердобольные люди привезли ее в экопарк. Анна командует: «Айза, ко мне!», и юркая худенькая хаски стрелой взлетает к ней и опускается «на ручки».
Заметно, что этот трюк радует обеих, они готовы его много раз повторять – женщина заливисто смеется, и, кажется, во всю пасть «хохочет» довольная собака.

«ДЕТСАД», «ШКОЛА» И «ПЕНСИЯ»

Всего в питомнике в Прибрежном живут 64 маламута и хаски. В разведение сотрудники экопарка пускают немногих животных, чьи характеристики они хотели бы закрепить в потомстве. Подавляющее же большинство ездовых собак стерилизованы. Содержат их на открытом воздухе, в просторных вольерах – по одной, по две, а бывает и по три-четыре в каждом. Тут уж всё зависит от дружеских предпочтений. Чаще в одном вольере живут партнеры по упряжке. К каждой собаке – индивидуальный подход. Хозяева смотрят на ее состояние здоровья, на темперамент и особенности характера, в зависимости от которых и загружают каждого песика. «Старичков», например, если и ставят в упряжку, то только на короткое время, чтобы те не застаивались в вольере.

Оказывается, у ездовых собак тоже есть свои «детский сад», «школа» и «пенсия». До полутора лет их к саням даже не подпускают, песик должен подрасти и окрепнуть, научиться слушаться людей и выполнять самые необходимые команды. А примерно лет в десять собака «выходит на пенсию» и прекращает регулярно бегать в упряжке. В этом возрасте она уже заслужила отдых и спокойную старость.

А на практике есть собаки-вожаки, способные вести за собой остальных, а есть ведомые. Одни, стоя в упряжке, могут работать только с левой стороны, другие – только с правой, а есть универсалы, которым без разницы, куда именно их поставят. В общем, в коллективе хаски и маламутов, как и в человеческом, тоже нужно суметь понять характер и способности каждого «сотрудника», чтобы как можно результативнее их использовать для общего дела.

ГЛАВНОЕ – ЛЮБИТЬ ЖИВОТНЫХ

Таким вот начальником собачей бригады и является каюр. Он погоняет собак, дает им коман­ды, следит за послушанием во время работы и знает особенности каждого четвероногого подопечного – на кого из них можно положиться, кто отличается послушанием, а кто, наоборот, своенравным характером.

Нам рассказали про старика Байкала – первого маламута в питомнике. Однажды он вместе с компанией молодых хвостатых «товарищей» решил погонять соседских коров. Игра для коров могла закончится печально, потому что в азарте собаки не обращают внимания на команды хозяев. Тогда команду вернуться домой дали именно Байкалу – как вожаку. И мощный пес неохотно повернул сам и «заставил» вернуться других. То есть люди приняли единственно правильное решение – использовать авторитет самого уважаемого в стае пса, чтобы предотвратить неприятную ситуацию.
В питомнике «Маламутова поляна» работают два постоянных каюра и шесть временных, которых принимают на время сезона. Один из постоянных – Алексей Ситник, знаменитый спортсмен, выигравший не одно состязание в ездовом спорте. Вот и в этом году он стал серебряным призером на чемпионате России по ездовому спорту на собачьих упряжках. Алексей и его супруга Анжела не только профессионалы, но и большие фанаты собак. Пожалуй, они единственные из сотрудников экопарка, у кого ездовые собаки живут в доме, а не на улице в вольере. И те беспрекословно слушаются, и это при том, что подчинить себе ездового пса далеко не каждому по силам…

– Наш коллектив очень разный, не всегда каюрами становятся исключительно кинологи, – говорит Анна Туринцева. – В нашем деле специальное образование не является обязательным. Например, я, перед тем как заняться ездовыми собаками, двадцать лет была инструктором конного спорта. Самое главное – любить и понимать животных. Остальному можно научиться.

Марина Гончаренко

Недавно экопарк «Маламутова поляна» получил финансирование в рамках федерального гранта от Ростуризма. На эти средства владельцы построили на территории новые объекты, а в будущем планируют открыть музей Арктики. Это означает, что место станет еще более интересным и познавательным для детей и взрослых, где научная теория будет соединена с самой что ни на есть живой, «пушистой» практикой.