Её веры и энергии хватает на всех

Наша землячка и до спецоперации помогала людям пережить сложные периоды, а теперь доставляет гуманитарные грузы «за ленточку».

Общество
ИНСТРУМЕНТЫ
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times

ПРОТЯНУТЬ РУКУ – ЭТО НОРМАЛЬНО

Екатерина Дворянкина из семьи потомственных военных. Она бережно хранит мундир своего отца, на котором не найти пустого места – столько на нём орденов и медалей. У неё и самой есть награды. Та, которой она гордится особо, от Министерства обороны РФ – «Участнику специальной военной операции».

Про Екатерину говорят, что она женщина, которая не принадлежит себе. Она принадлежит делу, людям, Родине. Людям она помогала всегда – это у неё в крови, ведь так всегда принято было в её семье.

...Шел 1995 год. У моей героини родилась дочь, а у её лучшей подруги в Чечне погиб муж, капитан Сергей Куртумиров. В их семье осталось двое малышек – Лидочка, которой было чуть больше года, и новорожденная Саша. Катя поехала помочь. Месяц кормила своей грудью Сашу, а потом, посоветовавшись с мужем, забрала вдову с малышками к себе в двухкомнатную квартиру. Жили вместе не один год, дети росли, даже называли Катиного мужа папой.

Как-то жизненные пути пересеклись с женщиной с сильными ожогами на коже. Разговорились, и выяснилось, что семья незнакомки пострадала от пожара, погибла её бабушка. К тому времени у семьи Дворянкиных появился свой магазин с большими подвальными помещениями. Катя пригласила погорельцев пожить к себе, оборудовав для них склад под жилую комнату с душем и кухней. Случайные знакомые там долго прожили, пока на ноги не встали. А потом так и повелось – Катя регулярно протягивала руку помощи тем, кто остался без крыши над головой. За двадцать пять лет её гостеприимства в тех помещениях два раза свадьбы играли, шестеро малышей на свет родились... Трудные времена легче пережить, когда готовы помочь и не нужно думать, где сегодня переночевать.

ПРОЯВИЛА НАСТОЙЧИВОСТЬ

У Кати четверо детей, двое из которых приёмные. Это тоже, можно сказать, семейная традиция: ее дед, Николай Данилов,
фронтовик, дошедший до Берлина, после войны, имея собственных четверых детей, тоже удочерил девочку. Катя с братом не могли жить иначе, имея перед глазами такой пример. В семье все были патриотами. Воевали не только деды, бабушки тоже. Одна служила в НКВД, другая в партизанском отряде, так что по женской линии Кате достались боевые гены.

Война для Кати началась еще в 2014 году, когда горел в Одессе Дом профсоюзов, когда недобитые фашисты расстреливали мирных людей. В один миг все перевернулось. Появились первые беженцы. Екатерина увидела сюжет в новостях, как три одесские семьи ютятся в двушке в Тольятти. Она собрала целую машину моющих средств, продуктов, одежды и привезла им. Тогда она еще не знала, что это называется гуманитарной помощью.

Зная ее характер, соседка тогда сказала: «Только не бери никого к себе домой!». Через два часа у нее дома поселилась семья с бабушкой, подростком и собакой таксой. Помнит Катя, как пришла просить для их сына бюджетное место в университете и расплакалась. Тогда все удивились, что она ему не мать. В результате Екатерина «выбила» пятнадцать бесплатных мест для детей с Украины. Именно в тот момент она поняла, что, если хочешь помочь людям, то крепости надо брать штурмом.

ВОЛОНТЁРСТВО КАК ПРИЗВАНИЕ

Однажды Екатерине позвонил врач скорой помощи, рассказал о семье с двумя детьми из Дебальцева, которые выбежали в бомбежку в чем были, и вот сейчас они в Тольятти. Так у нее появились жильцы на даче в поселке Федоровка. Уже по отработанной схеме им помогли с пропиской, с работой, с учебой. Так в ее жизни определилось новое направление, основанное на старых ценностях, – волонтерство. Ее телефон стал телефоном спасения. Люди, желающие помочь, звонили ей. Так появилась команда.
.

..В свое время бабушка Катюшу научила молитвам. Теперь она их читает утром и вечером. Говорит, что Всевышний ее не оставляет.

– 24 февраля 2022 года началась СВО. Мы уже понимали, что это будет, только когда? Мы должны были защитить Донбасс и его детей, над которыми издевались. Друзья моего отца и мои из 3-й бригады из Рощинского уже были там. Утром на второй день я написала им, спрашивая, чем могу помочь, – рассказывает Екатерина. – Мне прислали достаточно большой список необходимых лекарств. Я еще не представляла, как, но знала, что я найду их и отправлю. Я пошла к отцу Тимофею в приход во имя Марии Магдалины в Шлюзовом и попросила благословения. Вместе с батюшкой мы и начали наше дело. Поехали в реабилитационный центр «Ставрополь». Лекарства от пневмонии, позвоночных грыж, геморроя и прочие были достаточно дорогие, но врачи все купили. Просьба воинов была выполнена. Нам всегда помогали люди. Уже тогда в школе поселка Приморский девочки начали плести сети. У кого-то брат, муж, друг в 3-й бригаде – хотелось им помочь. Денис и Галина Кочеевы закупили ткань и начали шить термобелье бойцам. Я выделила комнату в двадцать метров в своем магазине и просто написала: «Пункт приема помощи». Люди несли все необходимое: салфетки, носки, тельняшки, вкусняшки. Сейчас в моем магазине триста квадратных метров отданы под гуманитарку. Люди у нас хорошие.

ИЗ ТОЛЬЯТТИ С ЛЮБОВЬЮ

У Кати есть позывной – Фея. Это потому что она умеет решать все быстро, как будто бы по взмаху волшебной палочки. Объединять людей, кстати, тоже умеет. Всех, кто хочет помогать, она объединила в группу «Тольятти с любовью». С предпринимателем Андреем Дрыгиным они приняли решение создать фонд.

Сейчас у команды единомышленников разные направления. Большая часть мужчин занимается машинами. За эти годы на СВО отправлено большое количество автомобилей и мотоциклов. Ребята арендуют на свои деньги станции техобслуживания, пригоняют машины и готовят их к отправке за ленту. Много других направлений: и сети плетут, и свечи льют, сухие наборы для супов изготавливают, одежду шьют и прочее.

Однажды Катя написала письмо Артему Жоге, легендарному командиру батальона разведки Донецка «Спарта», который принял батальон после погибшего сына. Просто предложила гуманитарную помощь. «Газон» в пять тонн набрали быстро, а вот ехать на нем было нелегко. Там, в «Спарте», она увидела настоящих воинов Руси – людей со стальными характерами. Они пришли сюда мальчишками и стали мужчинами. Здесь были и девчонки в формах, которые пришли воевать за погибших мужей. Именно здесь Катя впервые пережила ужас, когда на глазах погиб парень, которого только что обняла по-братски. Именно здесь встретила женщину-воина Анну, которой не выплачивали пенсию по погибшему мужу. Обратилась к Александру Хинштейну, который тогда был депутатом, и вопрос решился: через два месяца Аня получила пенсию.

ПОМОЩЬ РАНЕНЫМ

Два года назад Екатерина бегала в Донецке в госпитале по палатам, разносила письма детей, подарки, поделки и вдруг остановилась. На кровати лежал сгоревший человек. Слово «сгоревший» можно оставить без кавычек.

Он был черный, кожа хрустела. Она взяла его за руку и поняла, что он слепой. Катя ему просто сказала: «Андрюшка, верь, мы тебя вылечим. Ты будешь ходить и видеть. Мы с тобой ещё в победу вместе водки выпьем». Он не верил, но она почти кричала с такой силой, что он понял: ее веры хватит на двоих. Она пошла к начмеду госпиталя и твердо сказала, что едет домой, берет машину и забирает парня. Полковник возразить не смог. Дома депутат Владимир Дуцев нашёл машину, а главный врач ожогового центра Сергей Николаевич Тетюшкин согласился принять бойца на лечение. Отзывчивость этих людей Катя будет помнить всегда, хотя всё пошло не по намеченному плану...

Тольяттинский депутат Василий Воробьев, который в то время уже воевал, позвонил Кате. Сказал, что все равно в Донецке и Андрея заберет сам. Вывез в своей машине, но парень был «тяжелый», и в Ростове пришлось его оставить. Потом было много госпиталей, и везде тольяттинцы были рядом. Сегодня солдат ходит, питерские профессора спасли ему зрение, сделав невозможное, а еще у него растёт дочка, и он ее видит. Вот что делает вера настоящей женщины.

Татьяна ВОРОНИНА.
Фото предоставлено автором публикации.

В 2022 году Екатерине Дворянкиной в храме Христа Спасителя вручили медаль «За жертвенное служение». В январе 2025-го она в Москве получила национальную премию «Женщина года» в номинации «Женщина Специальной военной операции». Между этими достижениями много наград. Их долго перечислять, а все награды, по её твёрдому убеждению, – это заслуга её команды.