Подписка онлайн

Акция

Опрос

У вас скопились книги. Что с ними делать

Лучшие материалы месяца

best

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим. Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

Главное – чтобы у актёров глаза горели

Автор  янв 19, 2019 - 1012 Просмотров


Сцена из спектакля «Чеховские барышни».

 

Самарский любительский театр «Арка» открыт для новых артистов

Помните фильм «Берегись автомобиля»? Там, где герои Смоктуновского и Ефремова – страховой агент Деточкин и следователь Подберёзовиков – играли в самодеятельном театре? И, кстати говоря, сильно дорожили своим увлечением. Настолько, что герою Смоктуновского, даже будучи под следствием, разрешили принять участие в премьере «Гамлета».

СЦЕНА – КАК СУДЬБА
Есть ли любительские театры сейчас? Конечно, есть! Ведь театральное искусство вечно. И точно так же, как и в фильме, артисты самодеятельных театров ежедневно трудятся в самых разных сферах, а в свободное от работы время (в основном по выходным) собираются на репетиции и дают спектакли.
Один из таких – самарский театр «Арка». О своем творческом пути, связанном с жизнью театра, рассказывает режиссер, художественный руководитель и директор «Арки» Анна Калинина. Ее с юности привлекало искусство. Окончила музыкальную школу. Но родители, как это часто бывает, настояли, чтобы девочка получила более надежное и полезное с их точки зрения образование. Поэтому Анна выучилась на экономиста. И даже устроилась работать по специальности, но в душе оставалось ощущение неудовлетворенности – она прекрасно понимала, что занимается не своим делом.
И судьба подарила Анне шанс. Соседка девушки – костюмер в Самарском театре оперы и балета. И она, зная, что у Анны хороший голос, пригласила ее на прослушивание. В театре в тот период не хватало хористов.
«Наверное, это была авантюра, – вспоминает моя собеседница. – Но я, не сказав ничего родителям, пошла на прослушивание. И меня, не имевшую на тот момент специализированного высшего образования, пригласили работать в оперный театр».
У Анны оказалось лирико-колоратурное сопрано. Дома, когда девушка сообщила о решении круто сменить сферу деятельности, ее ждал тяжелый разговор. Но она настояла на своем и стала петь в оперном театре. Вначале пришлось бороться с неуверенностью, со страхом сцены, и более опытные коллеги подсказывали ей, как этот страх преодолеть. Дальше все пошло как по маслу. Анна заочно окончила академию культуры. Участвовала во взрослых и детских спектаклях. Пела в ведущих партиях. Позже работала в Самарской филармонии. Но, став мамой двух сыновей-близнецов, в один прекрасный день поняла, что после родов потеряла голос…

РЕЖИССУРА БЕЗ КРИКОВ
Этот факт сначала привел ее в отчаяние. Она всячески пыталась восстановить голос, но безрезультатно. А без сцены уже не могла. Вот и решила попробовать себя в драматическом искусстве. В это время как раз шел набор артистов в театр «Витражи», и Анна благополучно прошла прослушивание.
– Работа в этом театре мне многое дала, – признается она. – И как артистке, а позже и как режиссеру. «Витражи» как раз пригласили участвовать в своих проектах детей с инвалидностью, в том числе с последствиями ДЦП. Ставили спектакль «Домик на окраине» по пьесе Алексея Арбузова. А ведь с детьми, тем более проблемными, работать очень непросто, не каждый сможет.
Однажды я услышала, как коллега кричит на маленьких артистов, и меня это сильно покоробило: не­ужели нельзя обойтись без криков? И попросила: можно я буду с ними заниматься? Мне дали такую возможность, и у нас с ребятами все получилось. Они прекрасно справились со своими ролями. Я же поняла, что умею объяснить и найти подход к детям и, как выяснилось позже, ко взрослым людям тоже. Поняла, что если человек мечтает о сцене, то у него обязательно получится. Пусть не сразу, пусть придется приложить усилия, но рано или поздно всё получится. Главное – чтобы у актера глаза горели. Если же взгляд потухший, человеку стало скучно и лень, то каким бы великолепным потенциалом он ни обладал, вряд ли ему удастся его реализовать.
Настоящий артист должен быть влюбленным в театр, жадным до ролей, и он должен быть энтузиастом своего дела.

«К сожалению, на современной сцене классики становится все меньше, – считает худрук театра «Арка» Анна Калинина. – А нам хотелось показать зрителю именно классический спектакль – и по костюмам, и по декорациям, и по сути произведения. Почему именно Чехов? Я люблю этого писателя и не согласна с тем, что его героинь часто считают глупенькими и недалекими. Захотелось реабилитировать их, не исказив при этом их образы, а как бы намекнув на то, что не все в них так однозначно, как видится на первый взгляд. Мне кажется, у моих актеров это получилось».
Фото Романа ГРАМОТЕНКО

 

БЕСПЛАТНО И ОТ ДУШИ
Вот именно из таких энтузиастов – непрофессиональных артистов, многие из которых всю жизнь мечтали о сцене, но реализовали свою мечту лишь сейчас, – и состоит любительский театр «Арка».
Почему уже состоявшиеся люди, порой немолодые, увлекаются театром? Анна считает, что сцена дает человеку возможность непосредственно прикоснуться к искусству, дарит ощущение красоты и праздника, иногда просто помогает жить.
И запрограммированные на вечный маршрут «дом – работа» люди вдруг начинают видеть больше, задумываться о сложностях человеческих отношений, о богатстве жизненных красок, расцветают и начинают верить в себя. Бывает, что даже работу меняют и находят новую любовь.
Базируется «Арка» в ДК железнодорожников – арендует там помещение. Репетиции и спектакли проходят, как правило, по выходным, ведь в будние дни артисты работают.
В репертуаре театра есть как произведения классиков – пьеса Александра Островского «Женитьба Бальзаминова», лирическая постановка по рассказам Антона Чехова «Чеховские барышни», так и постановки современных драматургов – трагедия Флориана Зеллера «Круговерть», пьесы «Маленькие супружеские злодеяния» Эрика-Эммануила Шмитта и «Тихая ночь» Гарольда Мюллера.
О таланте непрофессиональных артистов говорит такой факт. На первом городском театральном конкурсе-фестивале «Золотая Арка», который прошел в Самаре в минувшем году, именно воспитанники Анны Калининой получили первые и вторые места. А ведь в жюри сидели заслуженные артисты России Олег Белов и Виктор Евграфов, а также ведущий артист театра «Самарская площадь» Михаил Акаёмов.
Деньги за свою работу артисты не получают. Работают исключительно из любви к искусству. Более того, «сбрасываются» на аренду помещения для репетиций и на пошив костюмов. А еще охотно ездят со спектаклями туда, куда их пригласят.
– Мы готовы показывать спектакли в пансионатах для ветеранов, в центрах социального обслуживания, в различных общественных организациях, если там окажутся желающие приобщиться к искусству. Готовы поехать и в другие города и районы и играть бесплатно. Просто за добрые отзывы и душевный прием, – говорит режиссер «Арки».
Что ж, дело хорошее, тем более что наступивший год объявлен Годом театра. Ведь большинство жителей губернии, особенно в глубинке, не избалованы вниманием артистов. Нужно лишь помочь в организации таких встреч. Надеемся, что профильные ведомства окажут в этом вопросе содействие. Соответствующую просьбу в областное министерство социально-демографической и семейной политики «Социальная газета» уже подготовила.

Марина ГОНЧАРЕНКО.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Полезные ссылки

 

"Испытано на себе"

Фоторепортажи

 

Видео материалы

Архив материалов

« Сентябрь 2019 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Наши партнеры

 

Please publish modules in offcanvas position.