Мы обязательно на него ответим. Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.
Читательница «Социалки» передала музею Самарской епархии книгу, имеющую большую историческую ценность
К нам в редакцию Надежда Петровна Курганова позвонила вскоре после выхода репортажа о пребывании на самарской земле патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Тогда мы упомянули о мемориальной табличке на стене Петропавловского собора, где говорилось о приезде в Куйбышев в 1949 году патриарха Алексия I, и просили откликнуться читателей, которые знают что-либо о том событии.
«О визите не знаю, – сказала наша подписчица. – Но у меня есть книга с дарственной надписью архиепископу Куйбышевскому, изданная в 1942 году. Мы с мужем нашли ее на улице, около мусорных контейнеров».
Когда заходишь в квартиру к Надежде Петровне, в глаза сразу бросаются вышитые крестиком картины. Работа тонкая, кропотливая, и не скажешь, что у мастерицы проблема со зрением.
«Вышиваю понемножку, иначе глаза начинают слезиться», – поясняет она.
Еще одно увлечение пенсионерки – чтение. Впрочем, уважительное отношение к книгам – это, наверное, особенность всего старшего поколения. Оно и не позволило в начале 2000-х, гуляя по проспекту Кирова, пройти мимо книжной стопки на мусорной площадке.
– Муж пытался меня остановить, но я сказала: нет, возьму, прочитаю, – вспоминает Надежда Петровна о своей находке. Тем более что и издание оказалось прекрасным – кожаный переплет с тиснением, красные церковнославянские буквицы, множество фотографий, заботливо переложенных папиросной бумагой.
Обнаружилась и дарственная надпись на титульной странице: «Преосвященнейшему Архиепископу Куйбышевскому Алексию Кир («господин» по-гречески. – Ред.) Палицыну. Сергий, М. Московский, 19 окт. 1942, Ульяновск».
Надежда Петровна показывает свою находку Елене Деевой – хранителю фондов епархиального музея.
А ведь «Сергий, М. Московский» – это не кто иной, как митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский), который в то время был местоблюстителем патриаршего престола. А фактически управлял Русской православной церковью с 1925 года, замещая на этом посту арестованного, а затем расстрелянного митрополита Петра (Полянского), ныне прославленного как новомученик. В 1943 году Сергий уже официально станет патриархом Московским и всея Руси. Неужели это его подлинный автограф? И Московскую патриархию во время войны действительно эвакуировали в Ульяновск, а Куйбышевским архиепископом тогда был Алексий (Палицын).
Но как могла такая книга, подарок будущего патриарха правящему архиерею, в начале XXI века оказаться на свалке? Увы, это тоже очень просто объяснить. Скорее всего, от архиепископа она попала к кому-нибудь из его духовных чад, а после его смерти родственники, неверующие или не понимающие ценности раритета, выбросили книгу вместе со всем остальным, что сочли хламом.
Интересна и сама книга «Правда о религии в России», изданная в 1942 году Московской патриархией тиражом 50 тысяч экземпляров на нескольких языках. Целью этого издания, рассчитанного в основном на зарубежных читателей, было развенчать гитлеровскую пропаганду, представлявшую фашистов этакими «крестоносцами», освободителями от безбожной большевистской власти, и показать, что в Советском Союзе нет преследования верующих. Ведь тогда, в годы войны, Церковь действительно переживала своего рода оттепель в отношениях с советским государством. Время требовало от всех забыть о распрях между верующими и неверующими, между «красными» и «белыми» и объединиться против общего страшного врага.
Появление этого издания связывают также с переговорами Сталина с союзниками об открытии второго фронта – в частности, с Франклином Рузвельтом, интересовавшимся религиозным вопросом в России.
В книге, которая создавалась под строгим государственным контролем, были собраны документы и фотографии, рассказывающие о церковной жизни в Советской России, о действующих храмах и богослужениях, а также свидетельства о зверствах фашистов на оккупированных территориях.
«Впервые за долгие годы Русской православной церкви дали возможность громогласно заявить о себе», – отмечал позднее историк Сергей Фирсов.
Историческая ценность книги заключается также в том, что в процессе работы над ней сложилась редакционная коллегия возрожденного «Журнала Московской патриархии», выпуск которого был возобновлен в 1943 году.
«Хочу передать эту книгу туда, где она будет нужна, где ее будут читать, – делится наша читательница. – Ведь мне уже 89 лет. Не хочу, чтобы она пропала, когда меня не станет...»
Мы связались с сотрудниками Самарского епархиального церковно-исторического музея, расположенного в здании Самарской духовной семинарии, и те подтвердили: находка действительно ценная. Вместе с хранителем фондов музея Еленой Владимировной Деевой мы приехали к Надежде Петровне, и та подписала акт передачи книги в дар епархиальному музею. Сейчас эта находка уже заняла постоянное место в его экспозиции.
Надежда ЛОКТЕВА.
Фото Юлии ПАНИНОЙ.
* * *
Елена Деева, хранитель фондов Самарского епархиального церковно-исторического музея:
– Книга очень интересная, она относится к непростому периоду советской истории, когда Церковь была в гонении и пыталась найти баланс в отношениях с властью. И деятельность митрополита Сергия многие оценивают неоднозначно. Но история развивается так, как она развивается, и никаких сослагательных наклонений в ней быть не может. А для Самары эта находка особенно интересна тем, что имеет непосредственное отношение к нашему архиерею, правившему на тот момент Куйбышевской епархией, и к митрополиту Сергию, который буквально спустя несколько месяцев стал патриархом. У нас в музее как раз не было личных вещей архиепископа Алексия (Палицына), и книга заполнила эту лакуну. Благодаря Надежде Петровне и «Социальной газете» эта вещь обретена, она не затерялась, что крайне важно для нас.