Ассалаумағалейкум! Да осветит вас свет!

Культура и история
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times

Сегодня мы приветствуем вас по-казахски! Как появились казахи в Самарской области, долго объяснять не нужно, ведь от столицы губернии до границы Казахстана чуть более двухсот километров, а граничит с ним самый южный из наших районов – Большечерниговский. В XIX веке южные районы Самарской губернии были местами летних кочевий казахов, которых в те времена называли киргизами, и русские, жившие в пограничных селениях, часто нанимали их пасти свои табуны, поскольку казахи считались ловкими и умелыми табунщиками.

Немало переселенцев из Западного Казахстана в степных южных и восточных районах губернии было и в 20 – 30-х годах XX века. Обосновавшись на новом месте, казахи вызывали туда на постоянное жительство и своих родственников. Сегодня у нас проживают более 15 тысяч казахов, большинство – на юге области.

АУЛ В СЕРДЦЕ ГУБЕРНИИ

А ближайшее к Самаре компактное поселение казахов расположено в восточном направлении. Это аул Казахский в Кинельском районе, рядом с Богдановкой. Откуда же он здесь взялся? История гласит, что в 1934 году при Богдановском сельсовете был образован первый и единственный к Средневолжском крае цыганский колхоз «Неви-Бахт» («Новый путь»). Однако цыгане, любившие вольную жизнь, так и не стали оседлыми колхозниками, поэтому колхоз просуществовал менее года. В 1935-м на месте нового поселка на берегу речки Запрудки поселили казахов, которые перебрались сюда из Западного Казахстана в поисках лучшей жизни. Среди переселенцев было много раскулаченных и бежавших от репрессий.
– У нас жили здесь бабушки, которые до последнего момента скрывали, что они раскулаченные, – рассказывает заведующая Домом культуры аула Казахский Ахзиба Джумаева. – Одна потом говорила, что у них много земли было там, в Казахстане, и хорошо бы все это вернуть. А в другой семье хранилась семейная реликвия – старинный кожаный пояс...

Поначалу в ауле не было ни одного деревянного здания – казахи ютились в низеньких землянках. Позже появились саманные дома. Многие переселенцы с трудом понимали русский язык, не было грамотных людей. К новому занятию – земледелию – казахи, прирожденные скотоводы, привыкали медленно. Особенно тяжело было в вой­ну, когда в ауле остались только старики, женщины и дети.

Первая школа появилась в ауле в 1945 году. Она располагалась в частном саманном доме, ученики сидели прямо на полу. И только в 1948-м здесь построили деревянную школу.

С годами облик аула полностью изменился. Сейчас у большинства жителей добротные деревянные или кирпичные дома, в которых уже не найдешь старинной обстановки. В ауле есть начальная школа, в которой учатся всего двое ребятишек. Детей постарше возят в школу в Богдановку. Молодые люди, окончившие школу, часто продолжают учебу в Самаре.

В ауле работает небольшое сельскохозяйственное предприятие, есть мечеть, ФАП, Дом культуры, при котором действует музей-юрта «Мурагер» (в переводе с казахского – «наследие»).

В настоящей юрте XIX века воспроизведена обстановка старинного казахского жилища – сундуки, дастархан, люлька, кошмы и сырмаки – вой­лочные ковры.

– Когда мы собирались открыть юрту, многие старики отдавали свои вещи – сундуки, люльку, ковры, – вспоминает Ахзиба Джумаева. – Как сказал один из них, лучше я вам сейчас отдам в музей, чем потом мои дети выкинут. Многие вещи подписаны, и сейчас нашим старожилам приятно приходить в музей и смотреть на них, вспоминать, как они жили раньше.

Эта большая двенадцатикрыльная юрта находится в Парке дружбы народов.

ИЗ КАКОГО ТЫ РУ?

Предки современных казахов – кочевники, в основном из восточно-кыпчакских племён, расселявшихся на территории современного Казахстана начиная с середины XI века. Исторически Казахстан был зоной самого древнего и самого большого в Евразии по территориальному охвату номадизма – кочевого образа жизни местного населения. А началом казахской истории стало основанное в 1459 году двумя султанами-Чингизидами – Джанибеком и Гиреем – кочевое владение на юге современного Казахстана. Его население получило название казак – вольный человек, удалец.
В 1718 году Казахское ханство распалось под ударами западных монголов-джунгар на три кочевых объединения – Старший, Средний и Младший жузы. В 1730 – 1740 годах, спасаясь от джунгарской угрозы, племена Младшего и Среднего жузов стали искать помощи у Российской империи, окончательное присоединение к которой произошло в 60-х годах XIX века.

В Самарской области живут в основном выходцы из Западного Казахстана, населенного представителями Младшего жуза. А каждый жуз в свою очередь делится на множество племен – ру. И до сих пор даже обрусевшие городские казахи, не говорящие на родном языке, помнят, какого они рода-племени.

– У нас есть пословица: «Если ты не знаешь своих дедов до седьмого колена – значит, ты сирота», – говорит Ахзиба Зияхметовна. – И детям рассказывают их родословную с малых лет. И когда мы встречаемся, то первым делом спрашиваем, из какого ру каждый из нас. И если мы из одного ру, то мы почти что родственники. Я, например, из ру Альтеке. В нашем ауле живут представители ру Жаркин, Мамат, Тана, Акберли и другие. Но родословная ведется только по мужской линии. Женщина, выходя замуж, переходит в род мужа. Каждый казах чтит свой род и радуется, когда рождаются сыновья, хотя говорят, что больше пользы от дочек...

ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ

Большинство верующих казахов – мусульмане-сунниты. Так что главные праздники ислама – Ураза-байрам и Курбан-байрам – отмечают и казахи Самарской области. Празднуют также Наурыз – праздник весны. Однако в ауле Казахском возродили старинный праздник Камал-айт – день Нового года и начала весны, который отмечают 14 марта. Еще ранним утром все стараются посетить старших родственников, чтобы получить их благословение, поздравляют друг друга, угощают, а ближе к середине дня собираются у Дома культуры, где начинаются концерт и спортивные состязания – борьба казакша-курес, скачки и другие забавы жигитов.

Некоторое время назад гвоздем праздника был айтыс – соревнование поэтов и певцов-импровизаторов – акынов. Вернее, чаще «акынш», но теперь бабушек-певуний, умеющих сочинять на ходу, в ауле почти не осталось.

Зато эстафету от старшего поколения понемногу перенимают юные – в Доме культуры аула действуют два детских национальных ансамбля – «Еркемай» («Баловница») и «Мейрам» («Праздник»). Разучивают старинные песни, стихи на казахском языке, воспроизводят в театрализованных представлениях свадебные и другие обряды.

К слову, в Самарской области есть и другие казахские коллективы – народный ансамбль танца «Айгуль» и народный театр моды «Маржан» в Самаре, а также ансамбль песни и танца «Балдаурен» в селе Светлый Ключ Красноярского района.

Однако старинные обычаи и обряды оживают не только на сцене – их в той или иной степени придерживаются и современные казахи. Например, ритуал, когда младенца первый раз кладут в колыбель, окуривая ее дымом, или обряд разрезания пут, когда ребенок делает первые шаги. Девочке в три-пять лет вдевают в ушки первые сережки, а мальчика сажают на коня, чтобы вырос настоящим жигитом.

Распространен у казахов обычай приходить на праздник с подарком – как правило, приносят различные сладости и лакомства. А в день, когда в семье забивают скот, зовут гостей, а близким родственникам принято раздавать мясо забитых животных. К тою – праздничному пиру – в старину резали барана или лошадь, и хозяин делил уже сваренное мясо между присутствующими в соответствии с их статусом и положением – например, голову отдавал самым старшим и почетным гостям. Почитание старших является непреложной традицией казахов.

Богат на свои традиции и правила проведения церемонии казахский свадебный обряд. И хотя решение о свадьбе в семьях современных казахов обычно принимают сами молодые, а не их родители, многие элементы старинного обряда перешли и в наши дни. Правда, калым за невесту теперь заключается лишь в том, что жених должен оплатить покупку свадебного наряда своей суженой.

Традиционная казахская свадьба продолжается два дня. Перед этим родные жениха приходят с подарками в дом родителей невесты, которые устраивают пиршество с приглашенными близкими родственниками. Во время пира уточняют все вопросы, связанные с предстоящей свадьбой. Сторона жениха выплачивает семье невесты обусловленный калым, после чего назначают день свадьбы.

Также родные жениха уведомляют сторону невесты, что они готовы принести свадебные подарки – джартыс. Каждому из родных невесты полагается отдельный подарок, а матери – выкуп за то, что она вскормила ее грудью, – «ананын суты».

Первый день свадьбы посвящается визиту жениха с ближайшими родственниками в дом невесты. Не допускается, чтобы жених входил в юрту своих будущих тестя и тещи одновременно с родителями и старшими родственниками. Родители невесты принимают родственников жениха и вводят в дом, а подруги невесты и молодые женщины, смеясь, идут встречать жениха.

В дверях его встречают тесть и теща, которая из большого блюда разбрасывает над головой жениха сладости, баурсаки и курт, их подбирают с земли дети и молодежь. Этот обряд называется «шашу» и означает, что родители невесты желают жениху счастья и процветания. В этот день сторона невесты устраивает пир в честь будущего зятя. Звучат домбра, песни, молодежь танцует и веселится. Однако при этом жених и невеста не должны общаться между собой, они могут лишь обмениваться взглядами.

Также в первый день свадьбы в дом жениха приглашают старейшего члена рода, который дает напутствие молодожену.
На второй день отправляются за невестой. Однако прежде чем невесту увезут, собираются соседские юноши и девушки, для них организуют угощение, звучат традиционные свадебные песни «жар-жар».

Невеста с закрытым вуалью лицом подъезжает к дому жениха вместе с сопровождающими, на одежде которых повязана красная материя. Повторяется обряд «шашу», только теперь родители жениха разбрасывают сладости над головой невесты. Войдя в дом или юрту, молодые приветствуют огонь очага, а затем кланяются старшим родственникам и гостям.

Певец, играя на домбре, начинает прославлять родственников жениха и перечислять достоинства невесты и обязанности молодой жены: уважение старших и родственников мужа, преклонение перед мужем, оказание почета и уважения гостям, постоянная улыбка на лице, забота о домашнем очаге и так далее. А после того, как невеста всем поклонится, певец открывает ей лицо. Этот обряд называется «беташар».

Надежда Локтева

Автор благодарит за помощь активиста Центра культуры «Казахи Самары» Айгуль Жалелову и руководителя Дома культуры аула Казахский Ахзибу Джумаеву.

Наша справка
  • В настоящее время в мире насчитывается более 12,5 миллиона казахов. Из них 654 тысячи человек проживают на территории России.
  • Казахи – основное население Казахстана. Живут также в Узбекистане, Туркмении, Киргизии, Таджикистане, в Китае и в Монголии.
  • Казахский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи.
Столица российских казахов

Самару иногда называют столицей казахов, живущих в России. Почему? Да потому, что именно в Самаре в 2007 году был проведен съезд казахов России и создана Федеральная национально-культурная автономия, президентом которой стал Токтарбай Дусенбаев. До этого в России существовало множество разрозненных организаций казахов, никак не связанных между собой. Самарские казахи выступили инициаторами объединения казахов всей страны, и на IV Всемирный курултай казахов в 2011 году россияне впервые приехали единой делегацией, представляя не отдельные регионы, а страну в целом.

Что же касается региональных общественных организаций, то в Самаре при Доме дружбы народов действует Центр культуры «Казахи Самары», созданный в 2019 году. Президент этой организации – Салауат Аскарович Султанов, заслуженный работник культуры Самарской области и заслуженный деятель культуры Республики Казахстан.

Среди мероприятий, проводимых центром «Казахи Самары», – праздник казахской культуры «Ата мура», конкурсы красоты, грации и силы «Казахская красавица», «Жигит султаны», детский конкурс красоты «Алтын балапан» и другие.

При организации есть казахская национальная воскресная школа «Ак булак», открытая в Центре внешкольной работы «Поиск». Сейчас там учатся около пятидесяти ребятишек, которые изучают казахский язык, быт, традиции и культуру казахского народа, казахский народный вокал и игру на домбре. «Ақ бұлақ» по-казахски значит «Белый родник».

Такие глиняные игрушки, изготовленные Ахзибой Джумаевой и детьми аула Казахский, не относятся к казахским народным промыслам, но несут в себе национальный колорит.