Подписка онлайн

Акция

 

Опрос

У вас скопились книги. Что с ними делать

Лучшие материалы месяца

best

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим. Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

Открытый урок Светланы Малкиной

Автор  окт 06, 2018 - 400 Просмотров


Каждый урок Светланы Александровны Малкиной сродни спектаклю, где педагог выступает в роли режис­сера-постановщика. Его задача – найти в богатейшем и противоречивом прошлом то, что зацепит и удивит.

 

 

Школа – это жизнь, а жизнь – это школа

До недавнего времени День учителя ежегодно приходился на разные даты октября. И случалось так, что он совпадал с днем рождения Светланы Александровны Малкиной. «Разве могла я выбрать другую профессию?» – шутит она по этому поводу.

Есть в жизни почетного работника общего образования РФ, заслуженного учителя Самарской области С.А. Малкиной и другие совпадения, знаковые события, которые для сторонних глаз выглядят счастливой судьбой. Учительское счастье – какое оно нынче? Даруется оно или зарабатывается? Возможно ли оно в пору, когда рушатся одни авторитеты и истины и их место занимают гаджеты и всякие подкасты с лайфхаками? Мысли не праздничные, но ведь и День учителя – он только официально отмечается раз в году, а уроки школьные – они проходят каждый день и либо остаются на всю жизнь, либо улетают в никуда…

 

ЧАС, ПРОЖИТЫЙ В XVI ВЕКЕ

«Почему при Иване Третьем на монетах стали изображать двуглавого орла? Права на какую империю, уже не существовавшую в то время, обрел Великий князь Московский?» Нет, эти вопросы звучат не в ТВ-игре «Что? Где? Когда?». Так начинается урок истории в 7-м классе в обычной средней школе. И ты сидишь гостем на задней парте, но через пару минут забываешься: хочется руку повыше поднять и ответить или хотя бы подсказать тому, кто явно норовит не попасться на глаза учителю.

Урок – он ведь сродни спектаклю: если захватывает, то ты не думаешь, где находишься, какое время на дворе, если в Москве и Риме сватовство государя всея Руси превращается в узел мировой политики.

«Сегодня у нас тема: вторая половина XVI века отечественной истории. И мы там «живем», – говорит «режиссер-постановщик» этого действа Светлана Александровна Малкина. Его «сцена» – кабинет истории Рощинской средней школы. Участники – 13-летние мальчишки и девчонки XXI века, игравшие в детсадовском возрасте со смартфонами с тем же азартом, как их бабушки с дедушками в лото или в «солдатиков». И как «зацепить» их судьбой и влиянием византийской принцессы – русской царицы Софьи Палеолог – из века XVI на наше сегодня? А если шире взглянуть: что нужно, чтобы стать настоящим учителем, на чьих уроках у детей глаза горят, когда и хулиганишки, и разгильдяи вдруг осознают, что их мысли интересны, их обязательно выслушают, не осадят за ошибку…

Что для этого нужно учителю? Педагогический талант? Глубокие профессиональные знания? Опыт? У Светланы Александровны свой ответ: «Надо видеть в ребенке личность. Он – как я, только маленький. Тридцать пять лет я учу ребят истории, и сама все время учусь, учусь… Знаете, что до меня дошло: мы принадлежим всем прошлым векам! Люди мало меняются как человечество. Меняются технологии, возможности, а человеческие качества остаются неизменными. «Я люблю, когда меня любят»… Какому столетию приписать это чувство? Любому! И нашему в такой же степени, как XVI веку или любому другому. И я сама такая же, и дети нынешние. По мне, так в этой взаимности – суть отношений учителя и ученика».

Диалектика жизни в том, что учитель сам сначала проходит путь ученика. У Светланы Александровны он как у всех педагогов. Но все же – свой.

 

ЖИЗНЬ КАК РЕЧНОЙ ПОТОК

Конкурс – десять человек на место. Что это за вуз, в котором такое число абитуриентов? Театральный или еще какой особенный? Кто сегодня догадается, что в 1979 году таким был конкурс на исторический факультет в Куйбышевском пединституте? Светлана, выпускница школы №112, что на Безымянке, колебалась в выборе специальности – математика или история? Но решила бороться за первое место в этой десятке претендентов. И поступила!

Еще одна деталь: из пятидесяти первокурсников-историков только пятнадцать – девушки! Нет, далеко не все молодые мужчины мечтали и пошли работать в школу, а в 90-е годы однокурсники становились и бизнесменами, и управленцами. Но это не про Светлану Александровну.

«Я всегда хотела быть учителем, – без пафоса, негромко рассказывает она, пока ее семиклассники заняты самостоятельной работой. – Еще когда мы жили в поселке металлургов в коммунальной квартире и играли с подружками в куклы, я их пыталась учить… Ой, наверное, поэтому я среди учеников как рыба в воде…»

Игра игрой, но была и другая школа – семейная. Хотя педагогов в роду не было. У отца, Александра Ивановича Кирилина, мастера ОТК на заводе «Прогресс», было личное клеймо качества – высшая степень доверия не где-нибудь, а на производстве изделий для космических кораблей. У него дочь училась: если за что берешься, делай на «отлично»! Мама Зинаида Алексеевна работала на заводе «Металлург», дед Алексей крестьянствовал до 92 лет…

От самых близких Светлана усвоила великий в своей простоте урок: вышел утром на улицу, посмотри на небо, на деревце, что качается, но не ломается на ветру, оглянись вокруг и скажи спасибо, что жив-здоров. И работай!

 

РАДОСТНОЕ СЛОВО «ВМЕСТЕ»

«Вы у нас в Рощинском впервые? Тогда вас надо проводить до остановки. Сейчас позову…», – заботится Светлана Александровна.

Входит в кабинет Малкиной коллега, представляется: «Малкин Геннадий Юрьевич…» Немая сцена… А Малкины улыбаются: жена и муж – оба учителя истории. Вместе со второго курса пединститута. Геннадий – из тех, кто пришел в вуз не ради диплома о высшем образовании, а чтобы в школе работать. Как и Светлана.

 После института молодые специалисты Малкины с 11-месячным сыном Стасом прибыли в школу села Лопатино Волжского района. На родину Геннадия. Вскоре его назначили директором школы в соседнюю Подстепновку, а Светлана проходила свои учительские университеты в Лопатинской средней школе по началом завуча Клавдии Степановны. Фамилия у завуча была – не поверите! – Малкина… Мама Геннадия Юрьевича.

«Сколько лет прошло… Стасу нашему тридцать четыре. Вот мы сейчас в Лопатино приезжаем, а у Клавдии Степановны на могиле всегда цветы. Не забывают ее односельчане. О таких деревенских учителях книги надо писать, – открывает еще одну страницу своей «педагогической поэмы» Светлана Александровна. И тут же: «А со мной Клавдия Степановна была вдвойне строга: чтобы никто не подумал, будто потакает завуч невестке по-родственному…»

В 1991 году Малкины получили приглашение в школу в Черноречье. Еще в старую, в которую ходили прямо через воинский плац. После села жизнь в военном городке удивляла. И Светлана Александровна, и Геннадий Юрьевич схожи в одном: в деревне значимы родовые корни, когда ученику бывает стыдно перед дедом с бабушкой, которых вся улица знает и почитает. А офицерские семьи – кочевые: сегодня – в Черноречье, а завтра – в Забайкалье или в Кинешме… И дети более легкие на подъем, у нынешних 17-летних проще отношение к житейским проблемам. В этом они, пожалуй, более схожи со Светланой Александровной.

Как приключение вспоминает она первую зиму в Черноречье. Квартира у Малкиных была в новом доме. Мало того, что необжитая, так еще и трубу прорвало, и целый год не было отопления. В морозы спали в шапках и валенках. Пережили, потому что были вместе: родители и маленький Стасичок (так по сию пору зовет сына Светлана Александровна).

Тридцать четыре года Станиславу. Теперь родители видят его нечасто. Переживают, но гордятся. Станислав Геннадьевич Малкин – доктор исторических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории, профессор Самарского государственного социально-педагогического университета (бывшего пединститута, где учились Малкины-старшие). Кажется, совсем недавно Светлана Александровна вела историю в классе сына («Даже мужу не доверила», – шутит она, счастливая мама и успешный педагог).

Почему сын школьных учителей-историков стал ученым-историком? Это вопрос к самому Станиславу. Но задать его не удалось, потому что профессор Малкин был в командировке в Великобритании. К дню рождения мамы должен вернуться. И снова все педагоги-историки Малкины будут вместе. А два года назад их стало на одного больше: жена Стаса Светлана преподает эту науку в одной из самарских гимназий. У молодой учительницы все впервые…


За тридцать четыре года работы в школе Светлана Александровна Малкина так и не устала учиться – сначала удивляться чему-то неизвестному. И радоваться знаниям – своим и учеников.

 

И КАЖДЫЙ УРОК КАК ПЕРВЫЙ

Свой первый урок в лопатинской школе Светлана Александровна не помнит. Из-за волнения. «Весь год после института готовилась к урокам, кажется, сутками. Даже тошнило от напряжения, – исповедующая правду в отношениях с учениками, она и тут не боится признаться в трудностях. – Мне как новенькой дали сразу все классы. В день было по восемь уроков. В одном классе изучаем Куликовскую битву, в другом – Крымскую войну, потом НЭП или ХХ съезд партии… Вот так закалялся мой профессионализм. Это сейчас Интернет под рукой, а тогда книги приходилось доставать… Как мы с Геннадием Юрьевичем радовались, когда в начале 90-х стали печатать неизвестные нам исторические статьи, открывать архивные документы… Сейчас у учителя гигантские возможности для самообразования. А без постоянной учебы не может быть учителя. Я не стесняюсь сказать ученику: у меня нет данных по этому вопросу. Давай вместе поищем к следующему уроку. О, он таким гордым становится! И добудет столько информации, что потом сам доклад напишет».

За тридцать четыре года работы в школе (двадцать семь лет только в рощинской) учитель Малкина так и не устала учиться. Нет, сначала удивляться чему-то неизвестному, чтобы постараться познать это новое. И радоваться знаниям – своим и учеников. Она учит их не зубрить информацию, а думать, комментировать данные.

«Я двоечница. Ничего не знаю. Убеди меня, – первый принцип ее работы в классе. – Приведи аргументы в пользу твоей версии».

Еще один такой: «Твоя точка зрения не совпадает с моей». Ужас, ужас! У учителя и ребенка разные точки зрения… Это же непедагогично! А для Светланы Александровны как раз в этом «соль» учительского труда: чтобы у старшеклассника были не только знания о фактах, но и логические аргументы, а на их основе – собственное мнение.

Поразительно, но убеждать в этом Малкиной когда-то приходилось не людей, далеких от живой школьной жизни, а родителей учеников. И случались совсем грустные истории. Про шестиклассника Диму – одна из таких. Мальчишка в тринадцать лет как-то болезненно относился к оценкам, порой даже клянчил «пятерку». Светлана Александровна случайно увидела синяк у него на руке, подумала: ну мало ли – подрался… А Дима съежился, глаза спрятал. Проводила его учительница до подъезда, задержалась, смотрит – парнишка через пару минут выходит из дома и бредет, опустив голову… Признался, что бьет его мама за каждую тройку, и даже четверки ее не устраивают… О-хо-хо, за дверью дома ученика всякое бывает: ревнивая женщина злость свою на мужа выплескивала на сына…

«Обделенные любовью в семье – беда наша, – пожалуй, впервые глаза Светланы Александровны не светятся радостью. – Счастливый ребенок не станет хулиганить, выставлять себя «крутым». Даже если он учится не ахти как, у него ведь другие достоинства есть. Нет, без родителей, без их соучастия школу и свою работу я не представляю…»

А дальше – уже веселое и доброе, в духе Малкиной: «Приходят родители на собрание. И каждый норовит на заднюю парту примоститься. Выбираем родительский комитет. Типичная поза: голову вниз, согнутся, чтоб незаметнее стать… Натурально: девчонки и мальчишки! В Сети мы с родителями моего класса общаемся в группе «11«Б». «Молодцы, девочки!» – пишут друг другу мамы моих ребятишек под два метра ростом (двое у нас таких ). А вот еще… Дима, мой бывший ученик, пришел в класс уже как родитель. «Что-то парта шатается, – не понравилось ему. – Светлана Александровна, а можно я в субботу приду, укреплю в классе мебель?»

Такие разные – веселые, печальные, радостные, неожиданные – школьные истории слушаешь и будто видишь и папу Диму, и почти двухметровых парней Илюшу и Игоря, еще одного Диму-«бегуна», Карину из 7«Б»… Это тоже поток школьной жизни. И каким бы быстрым он ни был, есть в нем свои законы. Один из них от Светланы Малкиной: «Дети благодарнее взрослых. Умеют прощать».

Глядя на нее, уверяешься: приняв эту истину – будь ты учитель или родитель, – сам становишься благодарнее к миру и даришь окружающим радость этого откровения. Как сама Светлана Александровна.

Нина АЛПАТОВА.
Фото Романа ГРАМОТЕНКО.

 

 

 

Другие материалы в этой категории: « К международному Дню учителя «Больной» вопрос »

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Полезные ссылки

"Испытано на себе"

Фоторепортажи

 

Видео материалы

Архив материалов

« Декабрь 2018 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Наши партнеры

 

Please publish modules in offcanvas position.