Подписка онлайн

Опрос

У вас скопились книги. Что с ними делать

Лучшие материалы месяца

best

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим. Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

Вернуть себе Север

Автор  нояб 01, 2018 - 95 Просмотров

 

 

Авиастроители из Красного Яра облетели Арктику на легкомоторных самолетах

О том, что у нас в области, да еще и в сельской местности, существует предприятие, производящее легкомоторные самолеты-амфибии, узнать довелось еще несколько лет назад. Я видела такой самолетик на площади Красного Яра, на одной из выставок, где представляли свою продукцию местные фермеры и предприниматели. Но от информации о кругосветном арктическом перелете вдоль побережья Северного Ледовитого океана, над Аляской, Канадой, Гренландией и скандинавскими странами, просто захватило дух. Прямо повеяло какими-то другими временами. Чем-то из романов Жюля Верна или из эпохи советских полярных экспедиций и перелетов, связанных с именами Отто Шмидта, Валерия Чкалова, Полины Осипенко...
Стартовав с аэродрома Красного Яра 3 июля 2018 года, два двухмоторных восьмиместных «ЛА-8» и один одномоторный двухместный «Borey» за сорок три дня пролетели более 20 тысяч километров через девять государств, преодолев водное пространство Берингова пролива, севера Атлантики, вдоль побережья Северного Ледовитого океана.
Самарскую часть экспедиции «Север ваш» составляли представители НПО «Аэроволга» – председатель совета директоров, доктор экономических наук Сергей Алафинов и главный конструктор, пилот Дмитрий Суслаков. В экипажи вошли два летчика-космонавта – Герой России Валерий Токарев и уроженец нашей Хворостянки Герой Советского Союза Олег Атьков, а также летчик-испытатель Владимир Евстафьев, частный пилот, глава общественной организации пилотов и владельцев воздушных судов Андрей Иванов и один участник из Франции – пилот гидроавиации Лоик Блез.

ПОЧЕМУ СЕВЕР – ВАШ?
Вопрос о том, почему название экспедиции звучит как «Север ваш», а не «наш», напрашивался в первую очередь и, конечно, прозвучал на пресс-конференции с участниками перелета в Самаре.
Как ответил Сергей Алафинов, главной целью экспедиции было исследовать туристический потенциал Арктики, возможность использования в ней легкомоторной авиации, чтобы попасть в бухту Провидения или на побережье Северного Ледовитого океана могли не только избранные, но и большинство желающих.
Сделать Север доступным – задача государственной важности. И, конечно же, перелет не мог состояться без поддержки на разных уровнях, в том числе и на самом высоком – администрации президента, МИДа, Минтранса, Росавиации РФ.

ДРУГАЯ ПЛАНЕТА
На экране – фантастические, почти космические пейзажи. Только с высоты можно разглядеть во всех подробностях рельеф местности: хребты, водоразделы, ущелья, ледники, извилины рек, зеркала озер… Красота суровая и мрачная – горы без малейших признаков растительности, в белых проплешинах снежников, тундра, берег океана…
«Арктика – это даже не Север, это другая планета, – делится Сергей Алафинов. – Можно лететь два, три, пять часов и не видеть вообще никаких признаков человеческой деятельности. А зимой – полярное сияние, морозы минус пятьдесят и ниже. Следует просто слетать и почувствовать, что это такое – минус пятьдесят ниже нуля. Интересные ощущения, и, кстати, совершенно не холодно, если вы одеты».
Судя по фильму, снятому в ходе экспедиции, не правы те, кому Арктика представляется сплошной ледяной пустыней. Например, в Саскылахе, располагающемся на 72-й параллели, местность очень живописная, есть даже деревья. А в бухте Провидения – только мох и камень, но зато есть грибы. И горячие источники. А какая рыбалка в тех краях, почти не тронутых цивилизацией!
Сколько же всего интересного можно увидеть и узнать в поселениях местных жителей, особенно там, где власти поддерживают, сохраняют и развивают народную культуру, традиционные промыслы. Так что ехать в Арктику туристам есть за чем и для чего.
И, по словам участников экспедиции, для того чтобы это стало реальным, не нужно каких-то сверхзатрат. Да, оснащены эти аэропорты на «троечку»: не хватает асфальта, средств навигации, а главное – организационной части.

Но все эти проблемы решаемы. Частные самолеты туда могут летать уже сегодня, и не только из России. Например, бухта Провидения находится в непосредственной близости от Аляски, Японии, Южной Кореи. А будут туристы – будут и гостиницы строить, развивать сервис, инфраструктуру, появятся рабочие места для жителей.
Кстати говоря, далеко не всегда арктические аэропорты в США, в Канаде или в скандинавских странах отличались в лучшую сторону от наших – взлетные полосы в основном грунтовые, есть проблемы и с топливом. Не везде удавалось и ночевать в комфортных условиях – где-то пришлось располагаться в спальных мешках на полу в зале ожидания, а в Форт-Юконе на Аляске и вовсе в палатках, поставленных под крылом самолета.

НЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ, А ЖИЗНЬ
Но всё это – о туризме, экологическом и экстремальном, который по определению не может быть дешевым. А как же быть с теми, для кого жизнь на Крайнем Севере – не приключение, а самая что ни на есть обыденность?
На российской территории маршрут пролегал через такие большие и маленькие аэродромы, как Нижнее Городище в Пермском крае, Урай, Нефтеюганск, Сургут, Норильск, Саскылах, Тикси, Чокурдах, Черский, Певек, бухта Провидения. И почти везде – встречи с местными жителями, властями, представителями малых народов Севера. Где-то – например, в процветавших в советское время городах и поселках – уже смирились с участью забытых и заброшенных Большой Землей, где-то живут ожиданием будущего, планами по разработке полезных ископаемых, где-то стараются развивать традиционные национальные промыслы и работать с молодым поколением, где-то стараются привлечь природными богатствами туристов, особенно рыбаков и охотников.
И здесь, конечно же, нельзя было не задать вопрос, который кажется почти риторическим, – о проблемах транспортного сообщения для жителей Крайнего Севера. Для них возможность навестить родных, отправить сына или дочь учиться в вуз, просто слетать в отпуск, на лечение в санаторий означает не чувствовать себя изолированными от остального мира.
Сергей Алафинов справедливо заметил, что трудности с авиационным сообщением касаются не только арктических районов. Ведь даже у нас в средней полосе, чтобы попасть самолетом в соседний город, порой приходится делать пересадку в Москве. Но если мы можем добраться и другими видами транспорта, то, например, у жителей якутского Чокурдаха нет иных способов попасть в Саскылах, кроме как сделать немалый крюк через Якутск. А чтобы слетать в столицу нашей Родины из чукотского Анадыря, придется выложить от пятидесяти до ста тысяч рублей, что даже не всякому москвичу по карману. А если нужно лететь всей семьей или добираться еще из Анадыря в бухту Провидения или в другой уголок большой Чукотки?
И эти вопросы, по мнению участников экспедиции, решить можно путем развития малой авиации, в том числе и легкомоторной. Было бы желание.

ИСПЫТАНИЕ НА ПРОЧНОСТЬ
Помимо уже упомянутых задач, перед участниками экспедиции стояло и множество других – в частности, испытать «летающие лодки», особенно «новичка» «Борея», в арктических условиях. Ведь летают эти самолетики на малых высотах, а это предполагает, что пилот должен буквально каждую секунду видеть, куда он может посадить машину в случае необходимости. А там как-то около шестисот километров пришлось идти над сплошными полями битого льда, которые ни сушей, ни водной поверхностью назвать нельзя…
Добавляли седых волос экипажу и погодные условия. Так, целую неделю пришлось провести в бухте Провидения на Чукотке, ожидая благоприятного прогноза для перелета через Берингов пролив. И сложности с топливом – в большинство аэропортов предстоящих посадок бочки с горючим забросили заранее, а в Канаде как-то пришлось заправляться автомобильным бензином вместо авиационного. Но самолетики с честью выдержали испытания и, как и рассчитывали конструкторы, за все время экспедиции не потребовали ни ремонта, ни технического обслуживания.
Выдержали испытания и люди. У Олега Атькова, врача, член-корреспондента РАН, была и своя научная задача – исследовать, как переносит арктические перелеты организм человека, особенно немолодого. К слову, самому Олегу Юрьевичу 69 лет, а его космическому коллеге Валерию Токареву – 65. Ведь даже летом климат в этих широтах достаточно экстремален, к тому же на нервную систему влияет и практически не заходящее солнце полярного дня.
Труднее всех пришлось в этих условиях мужественному французу Лоику Блезу, который сам, узнав о предстоящей экспедиции, вызвался в ней участвовать, невзирая на тяжелую болезнь – рассеянный склероз. На снимках этот высокий цветущий улыбающийся мужчина всегда с тростью, с которой он передвигался вне самолета. После возвращения домой Лоик сразу лег в клинику для обследования и лечения, но и он ни разу не пожалел о своем решении облететь Арктику с русскими товарищами.

«РУССКИЕ ПРИЛЕТЕЛИ!»
Помимо российской Арктики, маршрут экспедиции пролегал через территории других государств – США (Аляска), Канады, Дании (Гренландия и Фарерские острова), Исландии, Норвегии, Швеции, Финляндии. И самыми яркими и запоминающимися впечатлениями для участников стали встречи с людьми – местными жителями самых разных национальностей, возрастов и профессий. Языкового барьера не было – общались на английском языке, которым свободно владеют все участники полярного перелета. И везде – понимание и гостеприимство, живой и неподдельный интерес к нам и к нашей стране.
Например, в Форт-Юконе познакомиться с прилетевшими русскими приехал шериф с товарищем – местным рыбаком. Привезли с собой огромного лосося, которого тут же и зажарили на углях на краю летного поля. Немало появилось и других новых знакомых и друзей – в Канаде, Гренландии, Норвегии…
Многих удивляло и то, что самолеты, на которых прилетели русские, изготовлены в российской глубинке. Ведь не все знают, что Самара – это космическая столица России. И помимо государственного флага, изображенного на хвосте каждого воздушного судна, наши самолетики несли на себе стяги Самарского государственного аэрокосмического университета – той научной и конструкторской школы, откуда вышли их создатели. И это тоже важная миссия экспедиции «Север ваш».
А в 2020 году подобный же перелет планируется совершить и вокруг Антарктиды. Так что, возможно, Южный полюс тоже станет ближе всем нам.

Надежда ЛОКТЕВА.
Фото Андрея Иванова, участника кругосветной экспедиции.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Полезные ссылки

"Испытано на себе"

Фоторепортажи

 

Видео материалы

Архив материалов

« Ноябрь 2018 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Наши партнеры

 

Please publish modules in offcanvas position.