В архиве найдены новые сведения об истории Смолькино

 11 февраля в селе Смолькино Сызранского района прошли Николаевские чтения. Мероприятие это посвящено памяти профессора Василия Васильевича Николаева (11.02.1939 – 28.06.2007 годы жизни).

Культура и история
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times

Уроженец села Чувашские Кармалы в Башкирии, он работал в газовой промышленности, возглавлял одно из крупнейших предприятий Оренбургской области и параллельно занимался исследованиями об истории и культуре чувашского народа. Изучение собственной родословной привело его в село Смолькино. По архивным документам Василий Васильевич установил, что ведет свое происхождение от основателей селения Чувашские Кармалы Никиты Авдокима и его сына Якова, которые были родом из Федькино Симбирского уезда (ныне село в Теренгульском районе Ульяновской области). Жена Якова Марья была из Смолькино, родилась в 1733 году. Именно эту дату в последние годы и принято было считать первым упоминанием известного нам СмолькиноВ архиве найдены новые сведения об истории Смолькино

В архиве найдены новые сведения об истории Смолькино
С докладом на Николаевских чтениях выступил журналист «Социальной газеты», магистрант СГСПУ Сергей Захаров. Он рассказал сельчанам о своих архивных находках об истории Смолькино ранее 1733 года.

К истокам Смолькино

Село Смолькино, расположенное в удивительно красивом месте, на границе Самарской и Ульяновской областей, знают далеко за пределами нашего региона. Вокруг скалы, покрытые густым сосновым лесом, а в бору – гигантские камни причудливых форм. Коренные жители, чуваши, называют Смолькино по-своему – Ăсапуç (произносится Азабусь, с ударением на последний слог), что означает «исток Усы».
В Российском государственном архиве древних актов хранится «ревизская сказка» (документ о переписи населения), датированная 1762 годом, в котором записаны жители деревни «Усинские Вершины Сопегино и Смолькино тож» (тогда оно относилось к Симбирскому уезду). Первым в списке жителей указан человек по имени Милован Сопегин.

В архиве найдены новые сведения об истории Смолькино
Просмотрев более ранние, сохранившиеся в архиве переписи 1721 и 1747-го годов, я увидел, что селение в них именуется «Усинские Вершины Сопегино тож», без Смолькино. В этих ранних документах записан Сопега (или Сапига) Ишменеев, отец Милована, по имени которого селение, очевидно, и стало называться Сопегино.

Из документа 1721 года следует, что он является дополнением к ревизии 1719 года. Стало быть, в это время селение уже существовало.

В архиве найдены новые сведения об истории Смолькино

В архиве найдены новые сведения об истории Смолькино

Как определить, что то старое Сопегино связано с современным Смолькино? По именам жителей. Ревизские сказки позволяют изучить родословные. И я могу с уверенностью сказать, что в Смолькино до сих пор живут потомки тех чувашей из Сопегино, записанных в документе 1721 года.

В архиве найдены новые сведения об истории Смолькино

Супруги Зинаида Семеновна и Захар Васильевич Мольковы уроженцы Смолькино. Их фамилия, судя по архивным документам, произошла от человека по имени Моля, учтенного в ревизии 1762 года.

Еще один источник, который подтверждает существование Смолькино ранее 1733 года, – две карты, хранящиеся в Национальной библиотеке Франции. Как пишут исследователи, изучавшие происхождение этих карт, составлены они были не позднее 1729 года, а во Францию их вывез французский астроном и картограф Жозеф-Николя Делиль, служивший в России до 1747 года.
На одной карте, как раз примерно в районе современного Смолькино, отмечено селение Sopichkino, а на другой Smolkovo.

В архиве найдены новые сведения об истории Смолькино

В архиве найдены новые сведения об истории Смолькино

Две карты 1720-х годов.

***
Можно ли установить точный год основания Смолькино? Вероятно, в будущем удастся найти документы с этой информацией. К слову сказать, историк Василий Димитриевич Димитриев в своей книге «Чувашские исторические предания» упоминал Смолькино в числе селений, основанных служилыми чувашами в 1670 -1680 годах.

В разных источниках сохранились сведения о жаловании в 1685 году земель в окрестностях реки Сызранки служилым чувашам из деревень Ильмовый Куст, Асаново и Новые Алгаши. О том, что служилые чуваши селились к северу от Сызрани, сообщает и «Писцовая книга Карсунского и Симбирского уездов 1685 - 1686 годов».

Сергей Захаров