Встречая рассветы, провожая закаты

Фото Романа Грамотенко

Активная жизнь
ИНСТРУМЕНТЫ
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times

Уж не знаю, повезло мне или нет, но живу я рядом с железной дорогой. И каждый раз, глядя, как уходят вдаль поезда или, наоборот, электрички, светя окнами, возвращаются на вокзал, я думаю о том, каково это – провести большую часть своей жизни под стук колес. И как выглядит дорога из кабины машиниста, и насколько тяжел груз ответственности за пассажиров… В этой статье мы расскажем о буднях и романтике в работе машиниста.

Первого октября ОАО «Российские железные дороги» отметили День компании. Восемнадцать лет назад новое акционерное общество начало свою производственную деятельность. За эти годы пройден огромный путь от МПС до современной высокотехнологичной компании. В преддверии праздника у нас появилась возможность задать все интересующие нас вопросы машинисту электропоезда «Ласточка» Виталию Викторовичу Молодову, чем мы незамедлительно воспользовались.

На железную дорогу привело любопытство

Виталий Викторович работает на железной дороге с 1995 года. Начинал вторым помощником машиниста, через год стал первым помощником. Работал и одновременно учился в Самарском техникуме железнодорожного транспорта, а после окончания учёбы сдал экзамен на право управления локомотивом и в 2000 году поехал сам. Спрашиваю, что привело его в профессию.

– Честно говоря, любопытство, – отвечает машинист. – Было интересно, что это за работа такая. Я когда вернулся из армии, работал на заводе «Прогресс». По дороге на работу проходил мимо моторно-вагонного депо «Безымянка» в Юнгородке, видел стоявшие там электропоезда, и мне было любопытно, как они работают, как выглядит дорога из кабины машиниста, что чувствуешь, когда ведёшь большой состав. Тогда и решил попробовать поработать здесь. И судьба дала мне такой шанс – однажды увидел объявление, что в депо требуются сотрудники. Я пришёл – и меня взяли. Мне сразу очень понравилось, я быстро втянулся и ни разу не пожалел о своём выборе, работой очень доволен с первого дня и до сих пор.

– А кем мечтали стать в детстве?

– О профессии машиниста я в детстве даже не думал. Мечты были, наверное, как у всех. Одно время хотел быть космонавтом, чуть позже – милиционером. Но особо не задумывался о том, кем хочу быть, всё как-то само собой складывалось. Желание сесть в кабину поезда, как я уже сказал, пришло позже.

– Что нужно для того, чтобы стать машинистом, кроме того, что поступить в профильное учебное заведение?

– В первую очередь должно быть крепкое здоровье. Кроме того, человек должен быть эмоционально устойчив. Потому что мы возим людей, люди доверяют нам свои жизни, работа очень ответственная и рисковать нельзя. Мы ежегодно проходим медкомиссию, и, надо сказать, очень строгую. Перед каждым рейсом нас осматривает врач. Так что крепкое здоровье – это основное требование, о котором стоит знать новичкам. А так – на дороге всегда рады новым людям в профессии. Ребят приходит достаточно, и они готовы работать.

– Женщины тоже могут овладеть этой специальностью?

– Я считаю, что на пригородных электропоездах вполне могут работать и женщины, здесь не требуется физическая сила. Вот в грузовом движении может быть очень тяжело, там специфика работы совершенно другая. Я знаю, что на Куйбышевской железной дороге работают две женщины помощниками машиниста – в Рузаевке и Дёме.

Так что если девушка хочет связать свою жизнь с железной дорогой и водить электропоезд, она вполне может это сделать.

Родные соскучиться не успевают

Работа машиниста всегда скрыта от глаз пассажира. Иногда даже кажется, что поезд, как одушевленный предмет, едет сам. Но пока до полностью автоматизированных составов ещё далеко, поезда водят живые люди, которые подчиняются определённому распорядку.

– Как проходит рабочий день машиниста?

– В пригородном движении мы работаем по графику, который составляют сразу на месяц. У нас всё расписано буквально поминутно – начиная с времени явки и заканчивая временем окончания работы. Мы – а в бригаде нас двое: я, машинист, и помощник машиниста – приходим к началу своей смены, оформляем явку по электронной карте, потом проходим обязательный медицинский осмотр. Далее нас принимает дежурный по депо, проводит инструктаж, проверяет документы.

Мы получаем ключи, регистрируемся и идём принимать состав. Он тоже, как и машинист, должен быть в надлежащем состоянии перед работой. После того как примем состав, обслуживаем поезд и выходим в рейс.

– А обеденный перерыв у машинистов есть?

– Как такового обеденного перерыва нет. Как правило, маршрут построен так, что обед и не нужен. По окончании поездки отдыхаем в бригадном доме на станции. Здесь можно и пообедать, поскольку в доме есть комната для приёма пищи, есть буфет, где можно купить еду. В общем, быт вполне обустроен.

– У лётчиков работа измеряется лётными часами, а чем измеряется работа машиниста?

– У нас тоже ведётся почасовой учет. Вот, например, сегодняшний маршрут – в нём девять рабочих часов было. Сколько за месяц «накатали», столько и получим зарплату. В целом у нас норма – например, в сентябре – 176 часов. А если измерять личный пробег, то у меня за плечами уже больше миллиона километров.

– Дома всегда ждёт семья?

– В этом плане работа машиниста ничем не отличается от любой другой. Мы как все обычные люди уходим на работу и возвращаемся. Единственное – график может быть разный. Например, сегодня я начал работу в четыре утра, после обеда уже закончил. А вот те машинисты, кто работает на дальних рейсах, им, наверное, сложнее, поскольку они отсутствуют подолгу. В пригородном движении такого нет. Жена и дети могут, конечно, скучать, но не очень сильно.

– Дети по вашим стопам не пошли?

– У меня двое сыновей. Старший сын Андрей уже взрослый, живёт отдельно, он выбрал для себя другую специальность. А вот младший Артём пошёл по моим стопам – учится в Самарском колледже железнодорожного транспорта на третьем курсе. Оба надеемся, что он придёт к нам в депо и будет работать.

Главное – быть внимательным

Несмотря на то, что кабина машиниста всегда закрыта и кажется, что поездная бригада отделена от пассажиров, это все равно работа с людьми. И на дороге случается всякое – от курьёзных до несчастных случаев.

– С какими проблемами вам приходится сталкиваться?

– Невнимательные пешеходы, водители, которые торопятся проехать через переезд прямо перед поездом. В нашей профессии главное – бдительность и ещё раз бдительность. Чаще подавать сигнал, смотреть на дорогу, а не по сторонам, быть внимательным – без этого в работе машиниста не обойтись. Пользуясь случаем, хочу обратиться к пешеходам, которые пересекают железнодорожные пути: помните о том, что железная дорога – зона повышенной опасности. Пожалуйста, берегите свои жизни, не забывайте, что вас ждут дома, берегите детей. Объясняйте детям, что железная дорога – не место для игр. Водители, будьте внимательны на переездах. Поверьте, сэкономленные секунды не стоят вашей жизни. И ни машинист, ни пассажиры, которые едут в поезде, не виноваты в том, что вы были невнимательны или слишком спешили и случилось несчастье. Поезд – не велосипед, его мгновенно остановить нельзя. Кроме того, из-за невнимательного водителя могут пострадать не только он сам и его пассажиры, но и те, кто едет в поезде, да и подвижной состав тоже.

– Во время пути бывают конфликты с пассажирами?

– В дороге случается всякое. Мы работаем с людьми, поэтому без конфликтов не обходится. Причины могут быть разные: кому-то слишком жарко, кому-то, наоборот, холодно, кто-то не уступил место, а кто-то наступил соседу на ногу. Все живые люди и на всех не угодишь, хотя мы и стремимся к этому. Нас обучают, чтобы мы могли выходить из конфликтных ситуаций без вреда для всех сторон и стараться не допускать их. К каждому человеку надо найти свой подход. И на самом деле это несложно.

– За время работы случалось переживать эмоциональное выгорание? Было желание взять и всё бросить?

– Я люблю свою работу, но я тоже живой человек, тоже устаю и переживаю. У нас в бригадном доме есть штатный психолог, с которым можно пообщаться, рассказать о своих проблемах и получить помощь. Есть комната эмоциональной разгрузки, где можно отдохнуть между рейсами. У железной дороги есть ведомственные санатории и профилактории, куда можно съездить во время отпуска. В конце концов, если уж очень сильно устал, можно попросить выходной и провести время с семьёй, отвлечься от работы.

Поезд будущего

Виталий Викторович работает на электропоезде «Ласточка». Это скоростной электропоезд, созданный в компании «Siemens AG» для российских железных дорог. «Ласточки» связывают между собой Москву с Нижним Новгородом, Орлом, Курском и Смоленском, Санкт-Петербург – с Великим Новгородом, Бологим и Петрозаводском. Поезда этого типа курсируют на линиях между Краснодаром и Ростовом-на-Дону, Краснодаром и Адлером, Майкопом и Адлером. Во время зимней Олимпиады в Сочи «Ласточки» перевозили участников, гостей и зрителей Игр. А теперь перевозят и жителей Самарской области, курсируя между Самарой, Жигулевском и Сызранью.

«Ласточка» состоит из пяти вагонов, все вагоны в поезде – одного класса, с местами для сидения. Скорость электропоезда достигает 160 километров в час. Для этого в головных (моторных) вагонах установлено по четыре электродвигателя мощностью по 320 киловатт. Каждый из них примерно в три раза мощнее мотора современного легкового автомобиля.

«Ласточка» может эксплуатироваться в условиях очень низких и высоких температур. Во всех вагонах работают системы климат-контроля.

Прежде чем впервые сесть в кабину «Ласточки», машинисты обязательно проходят специальное обучение. И только сдав экзамены, они допускаются к работе на новом электропоезде.

– «Ласточка» – это поезд XXI века, – улыбаясь, продолжает Виталий Викторович. – Совершенный, современный, удобный, очень тихий, едет мягко, несмотря на скорость. Здесь и вентиляция, и кондиционирование, и очистка воздуха. Поезда серии «ЭД-4», на которых я работал раньше, конечно, отстают от «Ласточки» и по техническому уровню, и по комфорту. Новые поезда более скоростные, а время разгона и время торможения меньше. Пассажиры очень довольны условиями в этих поездах.

– А в «Ласточке» есть что-то вроде автопилота?

– Да, есть автоведение. Это специальная программа, которая позволяет полностью управлять поездом с помощью электроники, вплоть до остановки. Но наблюдать за дорогой всё равно нужно обязательно. Так что без человека пока нельзя.

– У «Ласточки» много пассажиров?

– У нас в регионе не так много направлений охвачено, но «Ласточкой» активно пользуются самарцы, особенно те, кто живёт в Крутых Ключах. Летом было много мам с детьми, ведь это гораздо быстрее и комфортнее, чем на автобусе. С началом осени в «Ласточку» пересели студенты. Сейчас, когда она ходит до Жигулёвска и Сызрани, пассажиров только прибавилось. Всем нравится.

Пока «Ласточку» тестируют до ноября. Но мы очень надеемся, что она останется в области и будет возить наших жителей и дальше.

Романтика железной дороги

У каждого человека, ездившего по железной дороге, остаются приятные воспоминания о поездке. Мерный стук колёс, сменяющиеся пейзажи за окном, попутчики, с которыми можно говорить о чём угодно, зная, что вы никогда больше не встретитесь. И обязательно будет дорога, по которой захочется проехать ещё разок. Спрашиваю: а есть ли у машиниста Виталия Молодова свои любимые маршруты?

– Конечно, – задумчиво говорит он. – Мне очень нравится в сторону Жигулевского моря ездить – там очень красиво, особенно на перегоне «Канал – Пискалы». Сосны, песчаный берег, синяя гладь Волги, Фёдоровку видно... Еще мне очень нравилось ездить по скоростному маршруту до Пензы. К сожалению, у «Ласточек» пока нет такого маршрута, но я надеюсь, что в будущем он появится. Там тоже очень красивая природа, а ещё – хорошие, добрые люди.

– Значит, в вашей профессии всё-таки есть своя романтика?

– Вы знаете, как-то однажды начальник дороги на праздновании Дня безопасности сказал нам такие слова, которые в большой степени отражают то, что я чувствую. Он сказал, что завидует нам, потому что наша работа – сплошная романтика. Мы встречаем рассветы и провожаем закаты. И ещё: когда мы на работе – мы свободны. Поэтому и дорожим своим местом, работаем с удовольствием.